О системе > Роль системы
Роль системы психолого-педагогического сопровождения школьников в трансформации Российского образования
От тех, кто выйдет из стен школы завтра, через 5 или 10 лет зависит будущее России, её сила, конкурентоспособность, уровень научно-технического прорыва, формирование системы ценностей и приоритетов развития общества. Однако придание правительством новой значимости системе образования связано не только с политическими событиями в стране и мире, но и с естественным ходом истории и той эволюционной стратегией развития человечества, которая не может быть остановлена и заморожена. Каковы актуальные вопросы сегодня? Достаточен ли уровень качества образования в России? Смогут ли завтрашние выпускники активно и самостоятельно мыслить? Готовы ли они занимать значимые позиции в экономике, управлении? Способны ли представители молодого поколения принимать решения и нести за них ответственность? Будет ли молодежь мотивирована на познание, творчество, духовность?
Какова в решении этих вопросов роль системы психолого-педагогического сопровождения школьников? Каков потенциал раскрытия Российского образования через трансформацию этой системы?
Психологическое сопровождение учебно–воспитательного процесса имеет свою историю и традиции. Одни психологические школы приоритетными считают вопросы развития психических процессов и функций с учетом их возрастной динамики. Другие специалисты первоочередной задачей считают самореализацию личности учащегося, заботу об адаптации, эмоциональном благополучии ребенка в школе. Третья группа психологов в качестве магистрального направления выбирает создание психологической технологии интенсификации развития мышления школьника и тех его качеств, которые необходимы для овладения учебными программами. В наше время доминирует понимание психологического сопровождения как решения задачи социализации, подготовки учащихся ко взрослой жизни. Каждый из этих подходов опирается на одну составляющую при оказании помощи учащимся. Однако в процессе обучения участвует целостная личность ребенка, а не отдельно взятый интеллект или черты характера.
Педагогический процесс будет успешным, если различать стратегически необходимые психологические характеристики, без которых обучение в целом постепенно становится невозможным. Задачи, которые ставятся педагогами, должны предполагать не только формирование ЗУНов у ребенка, но и становление самостоятельности, рост активности и большей включённости в собственное образование.
Осуществлять полномасштабную деятельность в этом направлении помогает предлагаемый проект «Система психолого-педагогического сопровождения школьников Ставропольского края «Планирование образования».
|
|