|
|
|
Авторизация
Если Вы впервые на нашем сайте, Вам следует зарегистрироваться и подать заявку
Если Вы уже зарегистрированы, то: для учащегося: логин — это Ваши "Фамилия Имя", пароль — дата рождения в формате "23.07.1995" для школы: логин — код школы, пароль - указанный пароль при заявке
Как авторизоваться?
Если Вы впервые на нашем сайте, Вам следует зарегистрироваться и подать заявку
Если Вы уже зарегистрированы, то: для учащегося: логин — это Ваши "Фамилия Имя", пароль — дата рождения в формате "23.07.1995" для школы: логин — код школы, пароль - указанный пароль при заявке
|
|
|
|
|
О системе > Компоненты системы
Схема и общее описание компонентов системы
КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ
Четыре составляющие системы психолого-педагогического сопровождения школьников «Планирование образования»: психологический мониторинг, анализ результатов и грамотное их обоснование, коррекционная и развивающая работа со всеми участниками образовательного процесса – определяют уровень ее полезного действия и проявляются в единстве. Каждый компонент системы – краеугольный камень, содержащий достаточный потенциал, приводящий к улучшению качества образования.
Психологический мониторинг
Психологический мониторинг — это специально сформированная система психологического тестирования, позволяющая отследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего периода обучения, его сильные стороны, так называемую «точку роста», своевременно увидеть психологические барьеры развития, определить необходимые на данный момент педагогические вмешательства.
В структуру мониторинга включены психологические тесты и рекомендации, разработанные специалистом в области школьной психодиагностики, кандидатом психол. наук Л. А. Ясюковой.
Результаты диагностики имеют вид готового продукта, освобождая школьных психологов от обработки и написания заключений по результатам. Структура диагностического комплекса
Структура диагностического комплекса представлена набором двух комплектов тестовых методик.
- Базовый комплект - позволяет сделать срез по минимально необходимым характеристикам.
- Дополнительный комплект - наиболее полно отражает интеллектуальную, личностную и мотивационную «картину» учащегося.
Оба комплекта дают возможность осуществлять планомерный контроль за развитием школьников на протяжении всего времени обучения с 1 по 11 классы.
Использование данного диагностического комплекса, наряду с развивающим и коррекционным комплексами, позволяет предупреждать появление школьных проблем, ликвидировать неуспеваемость и создавать условия для нормального самочувствия учащихся, что, в свою очередь, будет способствовать развитию понятийного мышления и других необходимых для обучения интеллектуальных, личностных и мотивационных характеристик у школьников.
 |
 |
5 класс
5 класс
Актуальность тестов для учащихся 5 классов
- Формирование представлений о наличии (и его уровне) или отсутствии адаптации при переходе от начальной школы к средней.
- Составление прогноза проблем в обучении на ближайшие 2-3 года, возможных способов профилактики этих проблем.
- Определение уровня сформированности самостоятельности мышления на сегодняшний день и перспективах его развития, возможности составления индивидуального маршрута по формированию большей интеллектуальной самостоятельности и активной жизненной позиции.
Базовый комплект
Тест «Самостоятельность мышления» даст возможность понять:
- в какого рода инструкциях нуждается ребёнок перед выполнением того или иного задания;
- способен ли он применять нужные алгоритмы при выполнении задания, умеет ли он работать только по образцу или же пытается найти способ действия самостоятельно;
- готов ли ребёнок сам правильно оценить результаты своей деятельности и психологически справиться с ситуацией непонимания.
Тест «Школьная тревожность»
Направлен на выявление состояния тревожности: фиксирует тревожность, связанную с конкретной учебной деятельностью, общением со сверстниками, отношениями со взрослыми. Позволяет проводить подробный анализ конкретной сферы тревожности, что облегчает понимание ее происхождения.
Тест «Структура интеллекта»
Оценивает уровень и структуру интеллектуальных способностей. Ориентирован на исследование вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.
Позволяет прогнозировать успешность учебной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков; выяснить, какого рода трудности могут возникнуть при изучении конкретной дисциплины на момент тестирования или через некоторое время.
6 класс
Актуальность тестов для учащихся 6 классов
Преподаватели смогут выделить группы учащихся с одинаковой системой внутренней организации работы на уроке, учесть эти особенности и грамотно выстроить преподавательскую деятельность.
-
Родители и дети (в 6-м классе они уже могут отнестись к этому осознанно), используя показатели теста, могут правильно, с учетом индивидуальных показателей организовать выполнение домашней работы, любой внеучебной деятельности, выработать алгоритм подхода к выполнению контрольных работ.
-
Появляется возможность сориентироваться в наличии необходимых интеллектуальных навыков для успешного освоения программы 6-го класса, определения формирующихся способностей или выстраивания (в случае необходимости) коррекционной программы.
Базовый комплект
Тест «Визуальное мышление»
-
Осуществляет диагностику линейного, структурного, структурно-динамического визуального мышления.
-
Позволяет получить информацию о том, как ребенок проводит в уме операции сравнения различных изображений и их деталей; способен ли он видеть закономерности во взаимосвязях элементов изображения и оперировать ими, т.е. мыслить по аналогии; способность анализировать закономерности и улавливать направленность изменений информации, представленной с помощью таблиц (или матриц) и т.п.
Тест «Работоспособность» (скорость переработки информации + внимание)
Представляет следующую информацию: особенности и динамика работоспособности и внимания, стиль включения в работу, зависимость количества допускаемых ошибок от скорости выполнения заданий.
Тест «Навык чтения на русском языке»
Помогает определить единицу осмысленного восприятия текста; дает представление об уровне понимания и объёме материала, усвоенного отдельным ребенком или группой учащихся; осуществляет прогноз уровня грамотности и определяет специфику ошибок.
7 класс
Актуальность тестов для учащихся 7 классов
-
Позволяют выявить недостатки интеллектуального развития, понять причины неуспеваемости по конкретным предметам. Это особенно актуально, т.к. возможности коррекции познавательных процессов в этом возрасте заметно ограничены (есть только 2 года до 9 класса, когда еще возможно что-то улучшить, а навык чтения окончательно формируется уже в этом возрасте).
-
Помогают составить адекватное представление об индивидуальных особенностях подростка и выбрать оптимальную стратегию взаимодействия с ним, т.к. личностные особенности либо представляют собой резерв, который можно использовать для оптимизации обучения и развития, либо содержат дополнительные трудности, которые необходимо учитывать и преодолевать при оказании ученику психологической помощи.
Базовый комплект
Тест «Навык чтения на русском языке»
- Помогает определить способность восприятия единицы текста; дает представление об уровне понимания и объёме материала, усвоенного отдельным ребенком или группой учащихся; осуществляет прогноз уровня грамотности и определяет специфику ошибок.
Тест «Навык чтения на английском языке»
Помогает определить единицу восприятия текста на английском языке; дает представление об уровне понимания и объёме устного материала на английском языке, усвоенного отдельным ребенком или группой учащихся.
Тест «Мотивация достижений»
Диагностирует мотивы, входящие в структуру мотивации достижения: надежда на успех; боязнь неудачи; стремление избежать неудачи.
Тест «Структура интеллекта»
- Оценивает уровень и структуру интеллектуальных способностей. Ориентирован на исследование вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.
- Позволяет прогнозировать успешность учебной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков; выяснить, какого рода трудности могут возникнуть при изучении конкретной дисциплины на момент тестирования или через некоторое время; включает возможности ранней профилизации.
8 класс
Актуальность тестов для учащихся 8 классов
-
По результатам теста «Визуальное мышление» возможно определить успешность или неуспешность обучения по таким предметам, как алгебра, геометрия, физика, химия; установить, является ли зрительная система ведущим каналом переработки информации.
-
Результаты теста «Самостоятельность мышления» предоставят актуальную для этого возраста информацию – научился ли ребенок сам видеть и находить способ, которым надо действовать в учебной ситуации и в жизни, либо он проявляет определенную степень беспомощности, и тогда его успехи на контрольных и самостоятельных будут ниже, чем обычно.
Базовый комплект
Тест «Самостоятельность мышления»
Даст возможность понять:
-
в какого рода инструкциях нуждается ребёнок перед выполнением того или иного задания;
-
способен ли он применять нужные алгоритмы при выполнении задания, умеет ли работать только по образцу или же пытается найти способ действия самостоятельно;
-
готов ли ребёнок сам правильно оценить результаты своей деятельности и психологически справиться с ситуацией непонимания.
Тест «Визуальное мышление»
Диагностика структурного, структурно-динамического, комбинаторного визуального мышления.
-
Позволяет получить информацию о том, как ребенок проводит в уме операции сравнения различных изображений и их деталей; способен ли он видеть закономерности во взаимосвязях элементов изображения и оперировать ими, т.е. мыслить по аналогии; способность анализировать закономерности и улавливать направленность изменений информации, представленной с помощью таблиц (или матриц) и т.п.
9 класс
Актуальность тестов для учащихся 9 классов
Тестовая батарея обеспечивает возможности построения прогноза и профилактики проблем в обучении учащихся на ближайшие два-три года. Позволяет выявить задатки способностей более чем к 20 направлениям профессиональной деятельности. Помогает осознанному выбору жизненного пути, содержит рекомендации по развитию недостающих компонентов профессиональных способностей.
Базовый комплект
Профессиональное самоопределение
Обследование по тестовому комплексу (16 тестов) позволяет получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, а также выявить способности к различным направлениям профессиональной деятельности. Диагностический комплекс помогает осознанному выбору жизненного пути, содержит рекомендации по развитию недостающих компонентов профессиональных способностей. Кроме того, диагностика дает информацию о причинах проблем во взаимоотношениях с одноклассниками, учителями, родителями и способах их решения.
Анализ результатов и грамотное их обоснование
Анализ результатов и грамотное их обоснование — это своеобразный «мост», который соединяет состояние дел на сегодняшний день и желаемый результат. Кроме того, определяет пути достижения этого результата.
На основе полученных данных о ребенке электронный программно-диагностический комплекс «Мониторинг» автоматически формирует информационную базу данных об учащихся, которая используется для составления динамической индивидуальной психологической карты школьника, отдельного класса или образовательного учреждения.
Ниже приведены примеры отдельных результатов тестирования учащихся с рекомендациями для родителей и самих учеников.
Родитель или ребенок заходит в систему под своим паролем. Перед ним появляется его индивидуальная электронная карта, в которой собраны результаты, анализ диагностики, рекомендации, отражена динамика развития отдельных показателей.
На этом этапе возможно определение способностей учащихся, наиболее подходящего для них профиля обучения, выявление детей с признаками одаренности, построение индивидуальных маршрутов развития школьников и планирование дальнейшего образования.
Единая база данных (при соблюдении принципа конфиденциальности) дает возможность сделать наглядный анализ результатов тестирования не только отдельного ребенка, но и класса, учебной параллели, школы в целом; позволяет ознакомиться с рекомендациями учащимся, родителям, педагогам, психологам.
Доступ к электронной индивидуальной карте ребенка ограничен паролями, известными только родителям и психологу образовательного учреждения. Доступ к психологической карте отдельного класса, параллели или образовательного учреждения в целом имеют представители администрации этого учреждения.
Информация, содержащаяся в информационной базе данных, позволяет автоматически разработать конкретные рекомендации для школьников, родителей, педагогов, психологов образовательных учреждений по коррекционной и профориентационной работе с учащимися.
Автоматизированная тестовая система «Мониторинг» позволяет освободить школьных психологов от ручной обработки диагностики, написания заключений по результатам тестирования, разработки рекомендаций для учащегося, родителей и педагогов, оформления личных карт учащихся. Что смещает акцент в работе с рутинной технически- ориентированной деятельности на «живую», профессионально и творчески сфокусированную более эффективную и востребованную работу с учащимися, родителями и преподавателями. Например,
- ручная обработка результатов одного учащегося 5-го класса (при грамотном владении тестовым материалом и сформированном навыке обработки) занимает в лучшем случае 30 минут;
- написание заключений по результатам диагностики для одного ребенка занимает до 1.5 часов;
- сведение результатов и составление рекомендаций для учащегося, родителей и преподавателей около 2х часов;
- оформление карты учащегося, построение графиков динамики развития около минут 20.
Итого, работа с результатами одного ребенка занимает у психолога 4 часа.
Если в классе в среднем 26 человек, то время на качественную работу с результатами одного класса-104 часа.
Одной из важнейших форм работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения являются консультации по результатам мониторинга.
Основной задачей консультирования родителей является психологическое просвещение, профессиональная поддержка и помощь родителям в развитии и воспитании ребенка.
Консультации по результатам диагностики помогут ответить на важнейшие вопросы родителей:
- КАК развивается ребенок?
- ЧТО необходимо для его дальнейшего успешного обучения и развития?
Предлагаются следующие формы работы:
- очная / заочная
- коллективная / индивидуальная
Коллективная консультация предполагает
- Консультирование родителей по результатам диагностики интеллектуальной сферы ребенка, определение общего интеллектуального потенциала.
- Консультирование родителей по результатам личностной диагностики мотивационной и эмоциональной сферы ребенка.
- Консультирование родителей по результатам диагностики с целью прогнозирования проблем в обучении.
- Консультирование родителей по рациональному планированию времени ребенка с учетом его психофизиологических особенностей
- Консультирование родителей по результатам диагностики профессиональных способностей, планированию образования.
- Консультирование родителей по построению индивидуальных образовательных маршрутов.
Индивидуальная консультация предполагает
- Консультацию родителей по конкретным результатам ребенка.
- Получение подробной информации по особенностям развития ребенка, скрытых личностных и интеллектуальных особенностях.
- Планирование образования и развития с учетом всех особенностей ребенка.
- Планирование личностного роста, формирование потенциала ребенка.
- Возможность получить ответы на интересующие вопросы.
Индивидуальная и групповая коррекционная психолого-педагогическая работа – этап, вытекающий из предыдущего. Обеспечение этой работы ложится на плечи психологов учебных заведений, учителей- предметников, а также психологов и преподавателей Центра для одаренных детей «Поиск» и Межрегионального центра планирования образования и карьеры.
Ниже приводим примеры лишь нескольких коррекционных программ.
Коррекционно - развивающая программа для детей младшего школьного возраста «Сам себе волшебник»
Участие в программе «Сам себе волшебник» является эффективным видом психологической помощи детям, способствует преодолению трудности в обучении, позитивно влияет на общее развитие личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, нормализует самооценку, помогает раскрыть потенциальные возможности ребенка.
Цель программы – расширение адаптационных возможностей, развитие эмоциональной сферы, коррекция проблемного поведения и обучения в школе, формирование навыков планирования и самоконтроля
Коррекционно – развивающая программа для детей первого класса
«Жизненные навыки»
Цель программы: помощь в адаптации первоклассника к школе и безболезненное вхождение в школьный коллектив. Работа над развитием эмоционального интеллекта.
Коррекционно – развивающая программа для учащихся с 1 по 11 класс
«ШАГ К СЕБЕ»
Цель программы: осознать и выработать качества, дающие возможность чувствовать себя уверенно, научиться доверять людям; обрести способность достигать поставленных целей.
Работу с интеллектуальной сферой обеспечивает программа «Техника умственной работы», коррекционные программы по чтению, математике, физике и многие другие.
Этот блок системы психолого- педагогического сопровождения обеспечивает и суперивизии профессиональной деятельности школьных психологов.
Супервизия позволяет психологу в безопасном профессиональном пространстве получить обратную связь коллег, актуализировать и проанализировать затруднения, возникающие в работе с учащимися, поделиться своими чувствами, расширить теоретические представления и наметить пути дальнейшей психологической работы с ребятами и педагогическим коллективом, осознать границы собственной профессиональной компетенции, сформулировать шаги по дальнейшему личностному и профессиональному развитию. Таким образом, в процессе супервизии развивается профессиональное видение, консультативное мастерство и совершенствуется индивидуальный стиль работы психолога.
Развивающая работа предполагает методическое сопровождение в виде системы развивающих и образовательных тренингов, научно-практических семинаров, консультаций в офлайн и онлайн режимах для всех участников образовательного процесса.
Проводится работа клуба для преподавателей и психологов (четыре раза в течение учебного года). Командой специалистов осуществляется проведение выездных семинаров и тренингов, индивидуальных консультаций, консультаций по планированию образования и карьеры, рассчитанных на родителей, психологов, преподавателей, учащихся, администрацию учебных заведений.
Являясь участниками системы психолого- педагогического сопровождения, родители, педагоги и психологи получают:
- Своевременное информирование об особенностях интеллектуального и личностного развития ребенка на различных ступенях обучения.
- Выбор формы получения информации по результатам тестирования: статистической, графической или развернутого анализа.
- Оперативное реагирование на зафиксированные отклонения в какой-либо сфере.
- Планирование образования и развития учащихся, опирающееся на результаты психологического мониторинга.
- Обучающее и воспитывающее воздействие с учетом индивидуальных особенностей и возможностей как отдельного ученика, так и целой группы, класса.
- Выбор одного из трех вариантов мониторинга и психологического сопровождения, исходя из учебной или жизненной ситуации.
- Повышение личной психолого-педагогической компетенции через систему семинаров и иных форм взаимодействия.
Учащиеся:
- Осуществление психологического мониторинга с Интернет-доступом с минимальными временными затратами из любой точки.
- Качественное психолого-педагогическое сопровождение со стороны специалистов школы.
- >Понимание уровня своего общего развития.
- Групповые и индивидуальные методы коррекции и развития в очной и заочной формах.
Система образования:
- Поддержка разветвленной системы психолого-педагогического мониторинга.
- Поддержка педагогов и психологов, заинтересованных в профессиональном развитии.
- Создание организованной системы психолого-педагогического сопровождения учащихся с единой базой данных.
- Доступ заинтересованных лиц (психологов, педагогов, родителей, директоров школ и т.п.) к статистике базы данных.
- Формирование образовательной политики, исходя из оперативной информации о тенденциях интеллектуального и личностного развития учащихся.
- Синхронная профилизация во многих школах края с привлечением минимального количества специалистов.
Итак, школе, учащимся, родителям нужна разная аналитическая информация, новые стимулирующе-мотивирующие аспекты, надежные факты, позволяющие проектировать дальнейшее индивидуальное развитие каждого школьника.
|
|
|
© 2009-2021 Межрегиональный Центр планирования образования и карьеры
г.Ставрополь, ул.Мира, 460/3, офис 127, тел.: (8652) 99-18-18 |
|
|
|