Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Дети > Трудный ребёнок
Гиперактивный ребенок
Высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин,
свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она
достигает патологической степени выраженности, что затрудняет
социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.
Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения
психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и
чаще всего — последствием раннего органического поражения ЦНС. Хотя этот
синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной
двигательной активности, основным дефектом в его структуре является
дефект внимания.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет
исключительно актуальную проблему в связи с его высокой
распространенностью среди детского населения. Социальная значимость
проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной
помощи у таких детей к подростковому возрасту может наблюдаться
нарастание нарушений поведения.
1. Портрет ребенка с СДВГ
Проявления СДВГ беспокоят родителей с первых дней жизни ребенка: дети
часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем
внешним раздражителям (свету, шуму, духоте, температуре и т.п.), плохо
спят, во время бодрствования подвижны, возбуждены.
В 3—4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно
заниматься чем-либо: он не может спокойно дослушать сказку, играть в
игры, требующие даже минимального уровня произвольности деятельности.
Ребенок с СДВГ любопытен, но не любознателен. Он на все смотрит, все
слушает, трогает, пробует, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не
складываются в необходимый опыт. Его знания, рассуждения, умозаключения
очень поверхностны, поскольку основополагающее детское «почему?»
удовлетворяется первыми словами без попыток постижения сути. В
результате ориентация сводится к поверхностным представлениям о
предметах и явлениях, к упрощенному пониманию социальных и межличностных
отношений.
Ребенок с СДВГ всегда выбирает самые шумные игры. Он не может усидеть на
месте даже во время приема пищи. Его руки постоянно в движении: что-то
мнут, рвут, ломают, вертят пуговицы, отковыривают краску на стене. На
нем «горит» одежда и обувь. Он все теряет. Действует, не задумываясь о
последствиях. Часто проявляет агрессивность. Плохого не замечает. Не
помнит обиды, и хотя поминутно ссорится со сверстниками, тут же мирится с
ними. От избытка чувств не говорит, а кричит. Это самый шумный ребенок в
коллективе.
Пожалуй, никакое другое нарушение при СДВГ не вызывает так много
нареканий со стороны родителей, воспитателей, родителей, как вопиющая
расторможенность и отвлекаемость. Такому ребенку более всех грозит
неприятие, так как он способен вывести из себя даже самых спокойных
взрослых. Никого столько не укоряют, не наказывают, не одергивают,
сколько его. В результате ребенок ожесточен и часто становится лидером в
группе детей и подростков с демонстративно отклоняющимся поведением.
2. Основные проявления СДВГ
По международной классификации выделяют три формы СДВГ.
•В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. По
распространенности это самая частая форма СДВГ.
•Во второй форме преобладают нарушения внимания (однако нарушения
внимания, как правило, имеют место и у детей с неврозами и
невротическими состояниями; в этом состоит трудность диагностики).
•В третьей форме преобладает гиперактивность. Последняя форма
встречается наиболее редко. В большинстве случаев, если у ребенка есть
только гиперактивность, это скорее всего связано с его индивидуальными
особенностями, в частности с темпераментом, и здесь не всегда можно
говорить о патологии.
СДВГ относят к группе минимальных мозговых дисфункций (ММД).
Симптоматика СДВГ почти всегда проявляется до 7 лет, обычно в 4 года.
При этом средний возраст при обращении к специалистам — 7—8 лет, когда
школьная неуспешность вследствие указанных причин становится очевидной.
СДВГ практически не выявляется при обычном неврологическом обследовании.
Только при проведении электроэнцефалограммы становится возможным
обнаружить очаги патологической активности в коре головного мозга.
3. Диагностические критерии СДВГ
Поводом для обращения к специалистам могут быть приведенные ниже
проявления. Детям дошкольного возраста диагноз СДВГ при первом обращении
специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребенком несколько
месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет
избежать диагностических ошибок.
Особенности поведения:
— появляются до 8 лет;
— обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности;
— не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными,
диссоциативными расстройствами и психопатиями;
— вызывают психологический дискомфорт и дезадаптацию;
— наличие невнимательности или гиперактивности и импульсивности (или
всех этих проявлений одновременно), не соответствующих возрастной норме.
Невнимательность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не
менее 6 мес.:
1) Неспособность сосредоточиться на деталях.
2) Ошибки по невнимательности.
3) Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
4) Неспособность доводить задания до конца.
5) Низкие организаторские способности.
6) Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
7) Потери необходимых предметов при выполнении задания.
8) Отвлекаемость на посторонние раздражители.
9) 3абывчивость.
Гиперактивность и импульсивность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не
менее 6 мес.:
1) Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает,
карабкается и т.п.
2) Вскакивает с места без разрешения.
3) «Влезает» в разговор старших, занятия других детей.
4) Не может играть в тихие игры, отдыхать.
5) Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
6) Не может дождаться своей очереди.
Дополнительные признаки:
— нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ),
тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
— эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость,
нетерпимость к неудачам);
— нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
— парциальные задержки развития при сохранном интеллекте;
— нарушения сна.
4. Рекомендации для родителей и педагогов
Чтобы предупредить социальную и школьную дезадаптацию, с
расторможенностью ребенка необходимо бороться еще до того, как он
научится ходить, четко разграничивая целенаправленную активность и
бесцельную подвижность.
Поскольку врожденные особенности нервной системы не позволяют ребенку
обуздать избыточную двигательную активность, ее надо четко направлять и
организовывать с раннего возраста. Именно организация двигательной
активности является фундаментом обуздания расторможенности. Вся
организация деятельности гиперактивного ребенка (игровой, трудовой,
учебной и т.п.) осуществляется как бы на бегу, что требует значительной
самоотдачи от педагогов и родителей. Таким детям очень полезно
заниматься ритмикой, хореографией, танцами. Очень полезно играть с
ребенком в спортивные игры с правилами (кроме травматичных видов),
поскольку они требуют достаточной организованности и подчинения точной
цели. Постановка цели, действия по плану для такого ребенка буквально
спасение, так как при этом происходит превращение бесцельной подвижности
в целенаправленную активность. И так должно быть до тех пор, пока
целенаправленная активность не станет привычкой.
Когда ребенок устал от беготни, его следует сажать с собой за стол,
занимая делом в соответствии с возрастом. При этом давайте ребенку
только одно задание, чтобы он смог его завершить. Поощряйте ребенка за
все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Он может
строить, конструировать, лепить, рисовать и т.п. Пусть убедится, что эти
занятия так же интересны, как и подвижная игра. Усидчивость постепенно
станет для него привычкой. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку
оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию
гиперактивности.
Режим дня гиперактивного ребенка выстраивается таким образом, чтобы он
не позволял ему слоняться без дела. Бесцельное времяпрепровождение
необходимо не допускать и решительно пресекать.
Излишне говорить о том, что подход к воспитанию такого ребенка должен
быть максимально индивидуализирован и сочетаться с консультативной и
коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической
помощью.
Родителям и педагогам важно различать патологические проявления в
развитии ребенка, связанные с состоянием соматического или
нервно-психического здоровья, и индивидуальные особенности его развития,
обусловленные индивидуальным типом темперамента, характера, условиями
семейного воспитания и др. Помочь им в этом смогут только специалисты.
Если родители и педагоги понимают проблемы ребенка, совместно
вырабатывают подходы и требования к его воспитанию, организуют
своевременную коррекционную и медикаментозную поддержку, то к началу
школьного обучения проявления СДВГ могут быть преодолены, что в конечном
итоге предопределит школьную успешность ребенка.
Марина ПАВЛОВА,
учитель-дефектолог
Центра психолого-педагогической реабилитации
и коррекции «Развитие»,
г. Ярославль
Гиперактивный ребенок
Другие материалы раздела
|