Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Психолог > Психологическая практика
"Да он всего на свете боится!.."
Откуда у ребенка берется робость, которая не проходит, а только
нарастает с годами?
«Трус! Трус!» – никто из детей не захотел бы услышать о себе такое ни
шепотом за спиной, ни тем более прямо в лицо. Ведь дети интуитивно, но
верно чувствуют, что трусость не просто недостаток в характере, а полное
банкротство личности. Ярлык, с которым жить невозможно. Но сами они
запросто навешивают его по любому поводу...
Обратная зависимость
Дети все валят в одну кучу. Обвинение в трусости – это же самый легкий
способ добиться своего, принудить сверстника совершить подчас
безрассудный и даже опасный поступок именно потому, что тот
действительно боится… прослыть трусом.
Трусом могут обозвать застенчивого, послушного и осторожного ребенка. На
самом деле ни о какой трусости тут и речи быть не может. Ну а робкие,
пугливые, боязливые – они-то уж точно трусы? Их-то за дело обзывают?
Нет, и они не трусы. Почему? Да потому, что характер ребенка только
формируется. А трусость – это социальный порок сложившейся личности
взрослого человека. Так что детская робость совсем не то же самое, что
трусость.
Боязливость слабого, уязвимого младшеклассника естественна. Но малыш
растет, крепнут его силы и знания, и в условиях нормального развития
робость постепенно уменьшается. Зависимость тут обратная: чем старше
ребенок, тем меньше он робеет и боится. Все увереннее и спокойнее
действует в окружающем мире, достойно выдерживает испытания, которые
преподносит жизнь.
Но так получается не всегда. К сожалению, чаще складывается не обратная,
а прямая зависимость: растет ребенок – растет и его робость.
Первоклассник боялся врача, строгой учительницы, окрика родителей,
большой собаки, темноты и бабы-яги. Но с каждым классом жизнь школьника
становится сложнее – и оснований для страхов оказывается больше. Ребенок
начинает пугаться вообще всего. Школа, двор, улица представляются ему
враждебным пространством, полным опасностей, нацеленных прямо на него,
беспомощного и неспособного защититься.
Более сильные одноклассники быстро «просекают» боязливого. Робость
заметна, она накладывает характерный отпечаток на внешность ребенка. И
дело совсем не в малом росте, физической слабости или болезненности.
Хотя «хилого» проверят в первую очередь: а не трус ли ты? Но коль тот
лишь ростом воробей, а духом – орел, то мигом отстанут и даже зауважают.
Робость сказывается на осанке, формируя сутулость, «круглую спину»,
приподнятые плечи, «втянутую голову». Боязливые школьники обычно бывают
замкнутыми, малообщительными и мнительными. У них особый взгляд –
одновременно и затравленный, и как бы просящий: «Только не трогайте
меня, пожалуйста». На самом деле такой взгляд как раз и подталкивает
других ребят «тронуть» бедолагу, да посильнее! Чтобы «трус» раскрылся:
закричал и заплакал.
Робкие дети настороженно относятся к любым изменениям, к новым людям и
обстоятельствам. Первая реакция – спрятаться. Они стремятся быть
незаметными. Но не получается. Их робость видна, кто ж упустит
возможность напугать, безнаказанно подшутить?! Робкие дети, как правило,
становятся объектом травли. К ним в детском коллективе принято
относиться презрительно и пренебрежительно. Понятно, что боязливость
только закрепляется. Появляются покорность, униженность. Они даже не
пробуют защищаться от нападений, чем провоцируют других детей
поиздеваться над собой. Нередко при какой-либо шалости в классе вину
сваливают на робкого, потому что знают: он и тут не решится отстаивать
свою невиновность и непричастность. Бывает, что у взрослых из-за этого
складывается превратное представление о таком ребенке: они начинают
думать, что он только на вид тихоня, а сам хулиганит исподтишка.
Объекты травли
Робкий ребенок не способен проявить себя в споре, в дискуссии, даже
когда стопроцентно прав и прекрасно подготовился к выступлению. Как
только оппонент насядет на него поэнергичнее, робкий сразу спасует и
уступит. Все это рано или поздно скажется и на учебных успехах: ребенок
привыкает бояться трудностей, заранее пугается любых испытаний, у него
опускаются руки, он обреченно думает, что «все равно ничего не
получится». В итоге – парадокс: все знал, а контрольную работу завалил.
От страха.
Откуда же берется робость, которая не проходит, а только нарастает с
годами? Существуют ли «группы риска», в которых формируется особый тип
робкого ребенка – жертвы? Или это качество врожденное?
«Группы риска», безусловно, существуют. Это дети авторитарных родителей,
не способных помочь ребенку, поддержать его, утешить, ободрить. Им
нужно только одно – чтобы ребенок подчинялся, «слушался». И они
добиваются этого категорическими, жесткими средствами. Порой и
физическими наказаниями не гнушаются ради достижения своей цели. А если
ребенок боится собственных родителей – откуда взяться опоре для
существования? Прямой путь к вечной беспомощности и страху перед жизнью
такому ребенку обеспечен.
Рискуют вырастить боязливого и беспомощного ребенка и чрезмерно
заботливые, ласковые мамы, которые окутывают его столь сильной опекой и
неусыпным вниманием, что тот продохнуть не может. Такие мамы и сами
всего боятся, паникуя по пустякам, и ребенка заражают собственными
страхами.
Боязливость воспитывается и тогда, когда в родном доме ребенок не
чувствует себя в безопасности: отец пьет, бабушка ссорится с мамой,
дедушка серьезно болен... Когда все напряжены и встревожены, то и жить
страшнее. У робкого ребенка появляется масса поводов бояться чего угодно
и где угодно.
И если в семье главенствуют принципы: «как бы чего не вышло», «моя хата с
краю», «ой, что будет», «от нас ничего не зависит», «мы люди маленькие»
– у ребенка робость прямо-таки зашкаливает.
Встречаются робкие, боязливые мальчики, которых воспитывают одинокие
женщины, хотя тут и нет строгой закономерности. Чтобы стать смелым,
мальчику нужно пережить радость преодоления страха при доброжелательном
мужском внимании. Но и материнское внимание поможет, если женщина готова
взять на себя эту роль.
Сильные средства
В «группе риска» и те дети, которых родители целенаправленно запугивают
ворами, бандитами, маньяками, террористами, а также пожарами,
наводнениями и прочими стихийными бедствиями, надеясь привить
осторожность.
Закрепить боязливость, сами того не желая, могут и родители, которые
очень активно и напористо форсируют развитие смелости у ребенка. Заметив
у сына или дочери (особенно у сына) признаки робости и пугливости, они
стремятся «сильными средствами» переломить ситуацию – так сказать,
«бросить в пучину». Этого делать нельзя. Желая таким образом воспитать
храбрость, родители могут напугать ребенка на всю оставшуюся жизнь.
Никаких резких движений! Знакомство с новым явлением, обучение доселе
отсутствовавшему навыку должно происходить постепенно, шаг за шагом, без
окриков и угроз. И конечно, без обвинений в трусости.
Все это «группы риска» социального происхождения. Но есть и такие
особенности самой структуры личности, которые при неправильном
воспитательном подходе способны развиться в робость характера. Из всего
многообразия психологических типов, которые можно отнести к группе риска
по робости, на первом месте – сенситивный тип. Но ни в коем случае не
надо думать, будто этот тип чем-то плох. Среди темпераментов нет самих
по себе плохих или хороших характеров. В каждом – огромные достоинства и
определенные мелкие погрешности, которые могут быть скорректированы
воспитанием. Но могут, увы, и выпятиться.
Бунт семье не грозит
Дети сенситивного типа часто боятся темноты, не подходят к животным,
страшатся остаться одни, избегают бойких и шумных сверстников, не любят
подвижных и озорных игр, рискованных шалостей, сторонятся больших
детских компаний, в новой обстановке зажимаются и вообще не склонны к
общению с незнакомцами. Однако с теми, к кому эти дети привыкли, они
вполне смелы и общительны. Правда, играть предпочитают не со
сверстниками, а с малышами и чувствуют себя среди них увереннее и
спокойнее. Еще они очень привязаны к родным, их не отпугивает ни
холодное отношение, ни суровое обращение со стороны родственников.
Отличаются послушанием, слывут «домашним ребенком».
Школа пугает их – скопищем сверстников, шумом, возней, суетой, драками
на переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых
соучеников, они неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно
старательно. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов.
Побаиваются отвечать перед классом. Страшась сбиться и вызвать смех,
демонстрируют гораздо меньше того, что знают.
В начало подросткового периода они вступают без осложнений: «праздник
непослушания» родителям такого ребенка не грозит. Упреки, нотации и
наказания от близких людей принимают стоически. Они скорее вызовут у них
слезы, угрызения совести и чувство вины, чем куда более свойственный
подросткам протест. А на бунт такие подростки вообще не замахиваются.
Тусовка в группе сверстников их не прельщает, а ужасает шумом,
развязностью и грубостью. Зато к употреблению алкоголя и наркотиков или к
противоправному поведению и авантюрам их не склонить ни за что! Разве
по-настоящему робкий подросток способен на такое упорство?
Карасева Наталья Газета "Первое сентября"
Другие материалы раздела
|
|