Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Дети > Дошколёнок
Детские страхи и их происхождение
Страх можно определить как эмоционально насыщенное чувство беспокойства в
ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В
ситуации явной опасности для жизни страх имеет инстинктивный характер и
представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты. В других
случаях страх социально опосредован, то есть определяется жизненным
опытом. Это страх перед какими-либо событиями, перед наказанием и
осуждением, боязнь животных и фантастических чудовищ. Такие страхи также
выполняют защитную функцию, выступая как средство самоконтроля и
саморегуляции.
Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического
развития, но они могут наблюдаться при некоторых заболеваниях, например,
неврозах.
В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. На
всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели
мальчикам.
Как же возникают и проявляются страхи?
У большинства новорожденных обнаруживаются инстинктивные формы защиты
при внезапном приближении большого предмета или при громких звуках.
Однако такая реакция быстро угасает. О страхе в подлинном значении
данного слова можно говорить не ранее, чем ребенку исполнится полгода. В
семь месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при
продолжительном отсутствии матери. Лежащее в основе данного страха
чувство беспокойства является осознанной реакцией, прообразом чувства
тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых
связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально
выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.
В восемь месяцев появляется страх перед незнакомыми, чужими взрослыми.
Он указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой», в
более широком смысле — страха перед незнакомым, новым и неожиданным
воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери.
Обычно этот страх проходит к середине второго года жизни при условии
отсутствия каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных
процедур и помещения в больницу.
Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку
первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не
совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой
необходимости в ясли и находиться рядом с ним в случае помещения в
больницу.
На втором году жизни практически половина детей испытывают страх при
неожиданном появлении постороннего, резком звуке, боли, находясь на
высоте и от пребывания в одиночестве. На третьем году появляется страх
перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их
понимание последствий своих поступков. В два года может возникнуть страх
перед животными, особенно собаками, и перед движущимся транспортом.
Страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше, если отец
принимает активное участие в воспитании и если воспитание не
превращается в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка. Малышу
должна быть предоставлена возможность выражения своих переживаний, в том
числе и отрицательных. А задача родителей — своевременно помогать в
преодолении реальных и воображаемых опасностей.
В возрасте от трех до пяти лет каждый второй из детей боится сказочных
персонажей, боли, неожиданных звуков; каждый третий — воды, транспорта,
одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто такие
страхи встречаются у детей, чьи родители излишне беспокойны и в то же
время принципиальны. В возрасте шести лет иногда появляется страх
смерти, обусловленный осознанием категорий времени и пространства,
необратимости происходящих возрастных перемен. Подобные страхи
встречаются почти у каждого второго ребенка.
Детские страхи чаще встречаются при заболевании одного из взрослых в
семье, постоянных разговорах на эту тему, а также при хирургических
операциях у детей (например, по поводу удаления аденоидов).
В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но
появляются новые — боязнь опоздать в школу, получить плохую отметку.
Для подросткового возраста страхи гораздо менее типичны. Чаще отмечается
общее состояние тревоги и беспокойства в связи со смутно осознаваемыми
возрастными переменами.
Все перечисленные страхи носят временный, преходящий, возрастной
характер. Однако бывают и страхи иного рода — невротические. В их основе
всегда лежат психические потрясения и травмы у детей, неумение взрослых
справиться с их возрастными проблемами, чрезмерная жестокость в
отношениях, конфликты в семье и тревожно-мнительные черты характера у
родителей. Преодоление невротических страхов возможно лишь при условии
изменения родителями своих неадекватных установок, нормализации
отношений в семье, предоставления детям большей возможности для
эмоционального самовыражения и проявления активности. В ряде случаев
необходима квалифицированная психотерапевтическая помощь. По
согласованию с психотерапевтом можно использовать некоторые несложные и
доступные методы психологической коррекции. Детям пяти — десяти лет
можно предложить нарисовать свои страхи, а потом сюжет о том, как можно
их не бояться. Это помогает повысить уровень волевой саморегуляции и
самообладания. Можно попросить детей сочинить сказочные истории на темы
их страхов и разыграть их в семье или специально подобранной группе
сверстников. Коррекционный эффект наиболее ощутим, если ребенок в игре
изображает пугающий его образ, а боящегося — сверстник или родитель.
Устранение невротических страхов требует терпения и заинтересованности
родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить, требовать их
прекращения. Участие родителей в разрешении эмоциональных проблем детей,
контакт с ними, взаимопонимание — необходимые условия преодоления
детских страхов.
Сергей СТЕПАНОВ
"Дошкольное образование"
Другие материалы раздела
|
|