Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Дети > Дошколёнок
Учить писать дошкольника? — категорически нет!
— Марьяна Михайловна! Как вы считаете, нужно ли готовить ребенка к
школе, обучая его элементам безотрывного письма?
— В результате исследований, проведенных нашим институтом, установлено,
что методика обучения детей безотрывному письму не соответствует
возрастным и функциональным возможностям учащихся. Ее использование
приводит к нарушению психофизиологической структуры письма, требует от
ребенка выполнения биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою
очередь, ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенка
гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо по определению не может быть
безотрывным. Связным — да.
Но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет
связывать в единое целое два элемента, другой — три. Это зависит от
механизмов темповой организации деятельности каждого человека. Один
говорит быстро, у другого в речи после каждого слова — пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не
обсуждать. В дошкольном возрасте вообще категорически нельзя учить
ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это
физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный,
нарушающий формирование навыка компонент деятельности.
— Почему?
— Потому что формирование навыка письма — это сложнейший и длительный
биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду
деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции
деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие
мышцы кисти, не произошло окостенение костей запястья. Не готовы
механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, он оказывается не готов
к письму в шесть, в семь и даже в восемь лет. Даже этот возраст
является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма.
Но это не значит, что письму нельзя учить. Но учить нужно, учитывая
функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит?
Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и
нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение
письму — процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать
собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так
называемых «письменных» букв, нужен достаточно длительный предактивный
период, то есть период подготовки. И этот период подготовки в школе
должен включать как минимум 30 занятий.
— Почему подготовительный период должен быть таким долгим?
— Потому что, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен
научиться писать ровную линию, прямую линию, наклонную линию, овалы. Он
должен научиться работать в строке. (Причем, чем меньше строка, тем
больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно
дифференцировать элементы печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у
детей мышечное чувство, и у них не будет сложностей при обучении письму.
Но ведь это игнорирование законов физиологии! До 9 лет мышечное
чувство, или, как физиологи говорят, кинестетический контроль, еще не
сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете
тренировать руку хоть до семи потов — это не даст желаемых результатов.
— Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических
упражнений, например, много штрихует, тем легче ему потом научиться
писать.
— Это совершенно ложное утверждение. У нас есть опыт работы с одной
дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не
прислушивались. Детей обучали курсивным элементам букв. И они очень
много штриховали — целыми тетрадями. В конце года мы протестировали этих
детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не
улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих
функций. Сделать это в возрасте 5—6 лет очень просто.
— В чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?
— Гораздо в большей степени, чем прописывание графических элементов, к
письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный
анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования
навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет
гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в
работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается
только на зрительный контроль…
Беседу вела Мария АВДЮНИНА.
Другие материалы раздела
|
|