Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Дети > Дошколёнок
Где и как учат на первоклассника
Юлия Куликова,детский психолог
Большинство родителей уже не мучаются над вопросом, нужно или нет
заниматься с ребенком дошкольником подготовкой к учебе в школе. Конечно,
нужно. Но далеко не все знают, что, например, учить детей писать и
читать – это задача учителя начальных классов. Поэтому при поступлении в
школу педагоги проверяют не грамотность ребенка, а ждут, что он успешно
продемонстрирует совершенно иные знания и навыки…
Современная учебная программа, интенсивность обучения предъявляют
высокие требования к подготовленности будущих учеников. Однако родители
понимают готовность по-разному.
Для одних это умение ребенка читать, писать и считать.
Для других – большой запас разнообразных сведений и знаний.
Для третьих – усидчивость и способность сосредоточиться на конкретном
занятии.
Многие принимают за готовность желание самого ребенка идти в школу. И
каждый из этих родителей по-своему прав. Но лишь отчасти.
Долой «фефекты фикции»!
Задолго до поступления Сережи в 1-й класс мама решила, что учиться он
будет в специализированной школе с углубленным изучением английского
языка.
Хотя из-за частых болезней Сережа пропускал занятия в детском саду, дома
с ним регулярно занимались чтением, счетом, решением логических
задачек. Многое давалось мальчику легко. Буквы он выучил, быстро и
уверенно читал по слогам, мог пересказать прочитанное, хорошо запоминал
стихотворения.
Правда, звуки Сережа не всегда произносил четко и правильно. Разумеется,
своевременная консультация у логопеда позволила бы выявить у мальчика
проблемы с фонематическим слухом и вовремя начать
коррекционно-развивающие занятия. Но родители списывали проблемы сына с
дикцией на возраст. Между тем, явные затруднения вызывали у ребенка и
процессы копирования и написания элементов букв, цифр и узоров. А ведь
это свидетельствовало о недостаточно развитой зрительно-моторной
координации и требовало специальных занятий по развитию мелкой моторики.
В целом можно сказать, что Сережа готов к школе не был. Но важно
понимать: не готов именно к той, которую выбрала мама, – с большой
языковой нагрузкой и высокими общими требованиями. Простая
общеобразовательная школа в случае с Сережей была бы предпочтительнее.
Этот случай достаточно типичный. Он демонстрирует, как часто родители
ошибаются в оценке готовности своих детей к школе. А также объясняет,
почему так трудно выработать единые критерии готовности.
Неудивительно, что сегодня детские психологи, физиологи и педагоги
сошлись во мнении: единых жестких критериев готовности к школе нет и
быть не может. Зато есть определенный уровень физического и
психологического развития ребенка, который и позволит ему легко
адаптироваться и успешно учиться в школе. Процесс достижения этого
уровня и есть подготовка к систематическому обучению в школе. А
объективная оценка особенностей развития ребенка поможет правильно
выбрать школу, то есть предотвратить определенные трудности в обучении в
будущем.
«Домашние» дети
С Олей я познакомилась, когда ей уже исполнилось 6 лет. Веселая, живая,
симпатичная, она знала все буквы, хорошо различала звуки, читала
несложные тексты. Плюс имела все необходимые математические
представления и любила рисовать.
На первый взгляд, девочка была прекрасно подготовлена к школе. Было
только одно «но»: из-за занятости родителей Олю растили дедушка и
бабушка. В детский сад девочка не ходила.
В стремлении дать Оле все самое лучшее и оградить от любых проблем
близкие избаловали Олю, превратив в капризного, не знающего слов
«нельзя» и «надо» ребенка. Возможно, даже не подозревая, они
способствовали так называемому эмоциональному недоразвитию внучки.
Дело в том, что к началу учебы у ребенка должна быть достигнута
сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость. Ведь школьная жизнь –
это не только уроки. Между учащимися нередко возникают ссоры, обиды.
Взаимоотношения школьников с учителями также не всегда складываются
гладко.
Дети, избалованные чрезмерной опекой и любовью, болезненно реагируют на
любые конфликтные ситуации в школе. И, как следствие, отказываются ее
посещать. Как правило, это случается с так называемыми «домашними
детьми», у которых отсутствует опыт социального общения со сверстниками.
Также чрезвычайно важна в школе и способность к определенным волевым
усилиям.
Ребенок вместо «хочу – не хочу», должен уметь заставлять себя делать то,
что надо. Причем в течение определенного времени. Такая способность не
приходит сама по себе.
Воспитывать и развивать волю у ребенка нужно задолго до поступления в
школу. Этому могут способствовать тематические игры, поручения по
домашнему хозяйству. И, конечно же, эмоционально-волевые качества
формируются в детском коллективе, в процессе совместной игровой и
учебной деятельности.
Работа над ошибками
Оля и Сережа в этом году заканчивают первый класс. Они достаточно быстро
адаптировались к школьной жизни и стараются прилежно учиться. В чем
корень этих успехов? Все просто: родители правильно восприняли оценку
готовности детей к обучению в школе и прислушались к советам
специалистов.
Например, мама Сережи пересмотрела свою позицию и отказалась от
амбициозных планов поступления в английскую спецшколу, а в оставшееся до
1 сентября время организовала для сына дополнительные занятия с
логопедом и психологом.
А родители Оли записали дочку в детский клуб. Кроме групповых занятий по
подготовке к школе, девочка стала посещать театральную студию. Общение с
другими детьми, совместная творческая деятельность научили ее лучше
управлять своими эмоциями и помогли усвоить социальные нормы.
Что должен знать и уметь будущий школьник
o Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале,
середине и конце слова. Правильно употреблять приставки, предлоги,
союзы, строить предложения.
o Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и
отвечать на вопросы. Самостоятельно составлять связный рассказ по
картинкам.
o Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке.
Соотносить заданное количество предметов с цифрой.
o Определять на слух пропущенное число, называть его, определять
предыдущее и последующее число к названному, сравнивать числа.
o Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4
состоит из 2 и 2). Составлять и решать элементарные задачи на сложение и
вычитание.
o Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник, трапецию, ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры,
соблюдая размерность и направление.
o Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под,
над и т.д.). Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер,
ночь), а также в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и знать времена
года.
o Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.
"Дошкольное образование"
Другие материалы раздела
|