Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Дети > Дошколёнок
Формирование самооценки в дошкольном возрасте
В детстве круг общения для ребенка предельно сужен. И в основном
родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, ценят
его успехи, то, естественно, у ребенка формируется позитивная
самооценка. Если ребенок с первых лет жизни сталкивается с
пренебрежением, с неприязнью, то впоследствии ему очень трудно будет
избежать неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
Замечено, что однажды сложившаяся установка как бы сама себя
поддерживает. Отказаться от привычных ориентиров, заложенных с детства,
трудно. В раннем детстве в сознании создается как бы своеобразный
фильтр, сквозь который впоследствии ребенок будет пропускать любую
ситуацию, интерпретировать ее.
Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и достаточно
легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали
его, предоставь школьнику “высокую” должность в классе - и все будет
хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно
отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на
доброжелательные действия может оказаться крайне негативной; например,
он может сказать себе: “Наверное, я совсем глупый, если учитель все
время старается внушить мне обратное”. Или: “Почему меня, такого
толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет показать
всем, какой я неповоротливый и тупой”.
В зависимости от Я-концепции ученика экзамен может восприниматься им как
положительный стимул или как угроза, а первая парта в классе - либо как
наказание, либо как место, откуда лучше всего слышно учителя. Если
ребенок не успевает по какому-то предмету, он будет избегать его или
плохо выполнять задания, с которыми, по его мнению, он все равно не
справится. Воспринимая себя в целом неудачником, все последующие
ситуации он будет воспринимать только как подтверждение собственной
неполноценности. А ребенок, как и любой человек, нуждается в
благожелательном, позитивном отношении со стороны окружающих.
Тон задают родители. Именно в первые пять лет у ребенка в
основном формируется структура личности. Именно в семье ребенок впервые
обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, -
сопутствует ли ему успех или неудача. Окружающий мир становится для
ребенка либо приветливым, располагающим к доверию, либо враждебным.
Формирование низкой самооценки. Родители заведомо снижают
самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное
положение, требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел
подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим
от взрослых в повседневной жизни. Ребенок становится неуравновешенным,
не доверяет окружающим, ему не хватает ощущения, что он ценен.
Формирование средней самооценки. У детей со средней самооценкой
родители обычно занимают покровительственную, снисходительную позицию.
Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели
позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять
терпимость к их поведению. В то же время, различные самостоятельные
действия детей вызывают у них тревогу. Дети таких родителей очень
зависимы от того, что думают по их поводу другие люди.
Формирование высокой самооценки. В семье, где у детей формируется
высокая самооценка, матери удовлетворены взаимоотношениями детей с
отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены
авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей
принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все
относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что
родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и
успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как
чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и
одобряют.
Ребенок с высокой самооценкой привыкает постоянно испытывать свои
возможности, узнавая и признавая свои сильные и слабые стороны.
В семейной жизни важную роль играет дисциплинирующее начало. Главное,
чтобы дисциплина была основана на принципах справедливости и на ясных,
достижимых стандартах поведения, соответствующих возможностям ребенка.
Если родители любят малыша, оказывая ему ежедневно доверие, ребенок и
сам привыкает относиться к себе как к человеку, достойному этих чувств.
Почему так опасна авторитарность. Для младших школьников и
подростков эмоциональная жизнь определяется во многом кругом их друзей,
поэтому реакция родителей на приятелей сына или дочери как бы косвенно
показывает истинное отношение взрослых к своему ребенку. Если ребенок
невысокого мнения о себе, он склонен считать, что другим не интересны
его мысли и занятия. Какие-то детали в поведении родителей подкрепляют
это убеждение. Ведь ребенок очень остро улавливает малейшие знаки
невнимания или пренебрежения со стороны взрослых. Кто-то из родителей
зевнул, когда ребенок рассказывал что-то важное, перебил его или сменил
тему разговора - по всем этим мелочам ребенок безошибочно угадывает,
интересен или безразличен он близким людям.
По материалам семейного портала «Я САМ»
Другие материалы раздела
|
|