Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель
Первый опыт рассудительности и самостоятельности
Что-то у нас в октябре все пятиклассники в тоске пребывают.
Адаптивный период закончился, от шума, перемещений, огромных коридоров
успели устать. От той самой самостоятельности, о которой взрослые
постоянно твердят. Наступила «повторная потерянность», эмоциональное
переживание, связанное с тоской по прежнему учителю, по «той» жизни,
которая была такой простой и понятной:
«Я хочу учиться только у Марины Ивановны! Мне другие учителя не
нужны… Мы хотим обратно в начальную школу, надоело в 5 классе… Учителя
нам попались какие-то злые, мне мама позвонила во время урока, так ужас
как меня наругали… Хватит уже в школу ходить, я сам все знаю».
Момент сбоя. Его нельзя пропустить, иначе он
перерастет в проблему. Поразмышляем.
Главное новообразование младших подростков – чувство взрослости.
Оно только-только в них проклюнулось, поэтому налицо парадокс: тяга к
самостоятельности есть, а навыков ответственного поведения нет. И тут
нужны не заклинания: «Ты уже взрослый, сам должен справляться», а
реальная поддержка в становлении самостоятельности.
Во-первых, обратите внимание на то, часто ли ребенок высказывает
свое мнение, каков его вес в вашем восприятии – скорее всего вы не
очень-то с ним считаетесь, а надо укреплять всеми силами. Разговоры,
обсуждение любых тем – лучшее средство.
Второе. Не навязывайте действия, а предлагайте выбор. Но этого
мало: выбор из готового тоже действие не творческое. Позвольте ребенку
действовать по-своему хотя бы в пределах круга его собственных занятий и
обязанностей. Что делать? Сколько, когда? Если ребенок говорит,
например, что учебник истории ему читать не нужно, может быть, так и
есть. Дайте попробовать.
Третье, по важности едва ли не главное: должна быть удовлетворена
огромная потребность младших подростков в общении со сверстниками. Дети
начинают нуждаться друг в друге, сколачивают группы по поводу общих игр,
интересов; у девочек – первые переживания по поводу мальчиков.
Становятся популярны ночевки в семьях друг друга.
Так начинается строительство Я-концепции, которое в основном
завершится классе в восьмом-девятом. Ребенок все чаще видит себя со
стороны, ему важно, как он выглядит, что о нем говорят и думают
окружающие, – поддержите его. Он становится придирчив, подмечает каждую
несправедливость, переживает из-за ничтожных мелочей – не горячитесь,
потерпите хоть вы. К тому же надо понять: хотя для ребенка этого
возраста родители остаются главным транслятором ценностей, их место в
картине его жизни уже не центральное.
Смириться с этим нелегко, тем более – отойти от привычного
поведения: от умиления детской непосредственностью, от мелочной опеки
или неусыпного контроля. Поддержите новые опоры: те рассудительные нотки
независимости, которые звучат все чаще, попытки что-то взять на себя,
чем-то заняться по своему усмотрению. Уважайте его тягу к сверстникам.
Иначе – нельзя так нельзя. Не отпустили – ну и ладно. Запретили –
что ж, буду дома сидеть. Но ведь очень скоро непрожитое в этом возрасте
общение со сверстниками, неприобретенные социальные навыки дадут о себе
знать знаменитыми проблемами неадекватного поведения средних и старших
подростков.
Болсуновская Надежда
Газета "Первое сентября" №19-2008
Другие материалы раздела
|
|