Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель
Индивидуальная образовательная траектория (для учителя)
Кириллова Светлана
ЕСТЬ ЛИ СЕГОДНЯ В РОССИИ ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ВЫСТРОИТЬ?
Учитель должен расти… куда?
Сегодня каждая российская школа, желающая участвовать в
конкурсах, должна представить свою программу развития. Появились
индивидуальные образовательные траектории и у школьников. А что же
учитель? Может ли развиваться школа, если учителю не предоставлены
возможности для профессионального роста? И можно ли научить ребенка идти
по личному образовательному маршруту, когда у педагогов нет
аналогичного опыта?
…Уже много лет учителя разных стран создают свои индивидуальные
педагогические траектории, реализуют их и получают за это
вознаграждение. Рассказывают наши собеседники: педагог Марина ПИНСКАЯ и
экономист, заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ
Ирина АБАНКИНА.
– Современному российскому педагогу предписали стремительный
режим роста и движения, – рассказывает Марина Пинская. – У тех, кто с
ним не справляется, может резко упасть самооценка. Однако педагог может
противопоставить этому собственный ритм профессионального развития. В
этом случае принципиальное значение имеет не то, что он хороший учитель и
достоин высшей категории, а то, что он как учитель – растет.
…В 1990-х годах многие страны (в том числе Австралия, США, Канада,
Великобритания и др.) попытались внедрить децентрализованные подходы к
управлению образованием. Свыше 80% финансовых ресурсов было передано под
контроль самих школ. Благодаря этому учебные заведения разных стран
начали индивидуализировать оплату педагогического труда. Чтобы каждый
учитель был заинтересован в профессиональном росте, в разных странах
разработали свою особую шкалу разрядов.
Американский педагог в течение своей карьеры (а она длится 25–30
лет) может ежегодно повышать квалификационный разряд и прибавлять в
среднем по 10% к заработку.
Начинающий учитель, пришедший в американскую школу, получает
нулевой (базовый) разряд: это около 26 083 долларов в год, если
выпускник вуза получил степень бакалавра, 28 691 доллара в год, если он –
магистр, и около 30 тысяч долларов в год, если перед приходом в школу
он защитил диссертацию.
В финале карьеры американский учитель, пришедший в школу
бакалавром и достигший высшей категории (24-й разряд), зарабатывает уже
48 618 долларов в год, выпускник магистратуры, поднявшийся до 24-го
разряда, – 56 860 долларов в год, а доктор наук – до 59 тысяч долларов в
год.
Если же педагог в течение нескольких лет не занимается
профессиональным самосовершенствованием, то школа обязана – это принято в
некоторых штатах США – расторгнуть с ним контракт.
В европейских странах квалификационных разрядов для учителей
меньше. Однако всегда есть две шкалы: базовая (для вчерашних выпускников
вузов) и верхняя (для учителей, достигших мастерства). Отдельно
оценивается работа управленческого аппарата школ.
В Англии начальная базовая шкала – 17 тысяч фунтов стерлингов в
год для молодого учителя. Поэтапный рост – 7–8 процентов. Молодой
учитель, подтвердивший перед экспертами свои педагогические успехи,
может добиться заработка в 26 тысяч фунтов в год. Для прохождения
карьерной лестницы ему необходимо иметь программу саморазвития, ставить
каждый учебный год посильные задачи и выполнять их.
24 ступени в США вполне соизмеримы с системой «2 по 11» во
Франции.
Французские преподаватели делятся на:
– педагогов начальной школы,
– учителей средней школы,
– агреже (высокопрофессиональные преподаватели школы).
На каждом уровне французский учитель должен пройти не менее 11
ступеней. Разница в зарплате у тех, кто находится в конце и начале
шкалы, впечатляет: у преподавателей средней школы она может доходить до
64 829 евро, у преподавателей агреже – до 72 204 евро.
Важно, что такую карьерную лестницу нельзя – в отличие от России –
«пробежать» за несколько лет, а затем почивать на лаврах.
Впрочем, эта система имеет немало противников. Они подчеркивают,
что объективная оценка качества педагогического труда сегодня
невозможна, а внедрение в школы этого принципа приводит к конкуренции
между учителями и осложняет работу учительского коллектива.
Однако преобладает другое мнение.
– Если мы хотим воспитать в детях умение учиться в течение всей
жизни – зна-
чит, мы просто обязаны предоставить такое же право и учителю, –
считает Ирина Абанкина. – Педагогу необходимо продвигаться вперед и
вверх. В противном случае он довольно быстро и по многим параметрам
отстает от детей, которых учит.
Ступенька раз, ступенька два…
В странах Европы и в США студент-педагог уже во время обучения в вузе
строит свою индивидуальную траекторию, ориентируясь на требования
конкурса при поступлении на работу в школу. На последних курсах он
начинает собирать портфолио своих достижений, чтобы предъявить его
конкурсной комиссии (кстати, в США, где хороший учитель получает
достойные деньги, устроиться работать в школу труднее, чем в вуз). Во
время работы в школе у педагога складывается лицензионное портфолио, с
которым он в первый раз получает свою педагогическую лицензию. Затем
педагог начинает ежегодно повышать квалификацию – и зарплату. Для этого
он должен регулярно предъявлять администрации учебного заведения план
профессионального развития и подтверждать свои успехи.
– Если мы возьмем пример немецкого педагога, то он, составляя
план, прежде всего определяет свои профессиональные цели на ближайшие
годы, – рассказывает Марина Пинская. – Обычно это три года. Он
указывает, чего намерен достичь за это время. Следующий шаг: приобрести
умения, необходимые для достижения этих целей. Учитель выбирает полезные
семинары и тренинги, обозначает сроки и места, в которых собирается их
пройти. Затем он подписывает план в администрации школы. Администратор
уточняет, соответствует ли индивидуальный учительский план плану
развития школы. Каждый руководитель хочет, чтобы учитель развивался на
пользу школе. Когда все этапы плана индивидуального развития
реализованы, к педагогу на уроки приходит эксперт. Учитывается также
портфолио учителя, в котором собраны свидетельства того, что он активно
использовал полученные навыки в своей работе. При положительной
экспертизе педагог получает значительную прибавку к зарплате.
…Эта идея теперь активно обсуждается в нашей стране.
– Сегодня в России задача экономистов и юристов при разработке
новых систем оплаты труда – сделать так, чтобы учителю было куда
стремиться, – считает Ирина Абанкина. – Чтобы успехи педагога,
недостаточные для перехода на более высокую категорию, могли бы тем не
менее быть замечены и выражены в прибавке к зарплате.
Сертификат с доказательством
Сами по себе обязательства, взятые на себя учителем, могут показаться
кому-то не слишком значительными. Важно другое: то, что учитель
постоянно работает над собой и вносит посильный вклад в программу
развития своей школы.
Возможно ли это в России?
– Технически здесь нет ничего невозможного, – уверена Марина
Пинская. – Принципиальный момент – в изменении мышления. Сегодня при
прохождении аттестации учителю достаточно выложить из папки сертификат,
свидетельствующий, что в 2003 году он прошел такой-то курс. Учителю
ставят галочку и запускают его на новую категорию. Отчитываться о пользе
прослушанного курса он перед ИПК не обязан. Совсем иначе все выглядит,
если учитель – как уже делается в США и Европе – не просто получает
сертификат, а еще и предъявляет Управляющему совету школы или
учреждению, проводящему повышение квалификации, веские доказательства
того, что полученные знания и умения он реализовал в своей работе. В
этом случае годовой отчет школы Управляющему совету можно начинать с
экспертизы учительских отчетов по реализации индивидуальных траекторий.
По ее итогам администрация школы подает рекомендации Управляющему совету
о начислении педагогам стимулирующих надбавок за их программы
профессионального развития.
…Прибавки к зарплате за индивидуальные учительские траектории
можно выписывать из стимулирующего ФОТ уже сейчас. Возможно, вскоре
российские школы получат право повышать базовую зарплату успешно
развивающимся учителям.
– Сегодня в России обсуждается вопрос замены разрядов тремя или
четырьмя профессионально-квалификационными группами, – говорит Ирина
Абанкина. – Однако группы все равно будут означать некую усредненность,
грубоватость подходов и оценок. Готовится
профессионально-квалификационный справочник, в котором можно будет
ввести подгруппы внутри каждой квалификационной группы, а также отдать
муниципалитетам право установления разрядов и поощрения по ним. Тогда
образовательным учреждениям или органам управления образованием можно
было бы дать право разработать Положение, которое позволяет повышать
зарплату педагога внутри этого диапазона.
Учитель должен расти… откуда?
Сегодня в рамках КПМО в ряде регионов разработаны и одна за другой
запускаются новые системы аттестации учителей.
– Мне показался интересным опыт Тамбовской области, где по итогам
новой аттестации учителей эксперты стали давать рекомендации педагогам:
какие следующие шаги им предпринять, в каких конкурсах участвовать, –
отмечает Марина Пинская. – Руководители образования пытаются выстроить
для педагога личную траекторию развития. И это замечательно. Но
зададимся вопросом: разве этим должны заниматься проверяющие? Разве не
сами учителя?
…Эксперты считают: чтобы в России успешно заработала система
«оплаты за развитие», необходимо создание квалификационных стандартов. О
том, что такое вершины педагогического мастерства, имеют представление
многие, зато о необходимых рамках – далеко не все.
Международный опыт также подтверждает: профессиональный рост
педагога можно отсчитывать только от определенной точки: утвержденных и
принятых профессиональным сообществом рамочных квалификаций.
Они дают квалифицированный ответ на вопрос, какими знаниями и
умениями следует овладеть педагогу, чтобы начать построение своей
индивидуальной траектории.
В России, где идут дискуссии о создании квалификационных
стандартов для разных профессий (в том числе педагогической) в этом
состоит одно из препятствий в создании системы «оплата за развитие».
– Но сейчас, хочется думать, первый шаг к разработке этих
квалификаций уже сделан, – заключает Марина Пинская. – Недавно стало
известно, что Центральный округ города Москвы получил задачу:
спроектировать этот профессиональный стандарт. Каким он станет, мы скоро
узнаем. Будем надеяться, что его создание поможет теснее связать между
собой два направления нацпроекта – новые системы оплаты труда и создание
новых принципов аттестации учителей.
Другие материалы раздела
|
|