Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель
Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя
Обухов Алексей
Как развить познавательную мотивацию
ребенка?
Учебный год закончился, но в учительских разговоры ведутся не
только об итогах и результатах. Многие наши коллеги и читатели уже
строят планы на будущий год, особенно те, кто собирается продолжить или
впервые попробовать такие сложные формы сотрудничества с учениками, как
клуб или исследовательская работа. Впереди рабочий июнь, есть время
подумать, примерить на себя новую роль научного руководителя.
Организация исследовательской работы школьников требует от
учителя совершенно особых навыков и нетрадиционных педагогических
установок. И основной его задачей становится пробудить в ребятах
стремление к самостоятельному познанию мира
и себя в этом мире.
Угроза стандартизации
Спонтанное исследование в форме непосредственного реагирования на
проблемную ситуацию свойственно любому человеку на протяжении всей
жизни, независимо от способностей и социального статуса. С раннего
детства внимание людей притягивает новые, непонятные вещи и явления.
Но вот ребенок приходит в школу. Казалось бы, кто как не школьные
педагоги могли бы поддержать исследовательскую активность ученика и
«огранить» ее в культурные формы. Тем более что в связи с происходящими в
мире переменами исследовательский подход в образовании становится все
более востребованным.
Но что же делает школа?
За последние десятилетия учебно-исследовательская деятельность
учеников так или иначе вошла в практику многих образовательных
учреждений страны. Однако, постоянно наблюдая различные практики
организации образования, приходится в очередной раз констатировать
следующее.
Наиболее распространенная практика использования исследовательских
технологий в образовании сводится к приобщению учеников к конкретике
науки как профессиональной деятельности. Многие исследовательские задачи
для школьников ставятся не с целью развития личности ученика, а для
решения каких-то «социально значимых» или «актуальных для науки»
проблем. И задачи именно ставятся перед учеником, а не ученик сам
вскрывает проблемные ситуации, видит в них вопросы, требующие проведения
исследования. Зачастую в подобных случаях явно видно, что и ребенку это
неинтересно, и социуму и науке это непонятно зачем нужно.
Проблема усугубляется тем, что в системе общего образования уже
давно идет неуклонное ужесточение формальных систем и норм организации
исследовательской деятельности школьников. Постоянно поступают запросы и
предложения по поводу введения единой системы требований, форм
организации, унифицированных критериев оценки исследовательской
деятельности учащихся. При этом практически нет нормативных документов,
где выдвигаемые требования соотносились бы с возрастными особенностями
школьников.
При этом в успешности и результативности отслеживается
исключительно внешний, формальный, нормативный результат. Вопрос – а
развили ли мы соответствующими процедурами исследовательское отношение к
миру у ребенка – выпал из поля внимания, как будто он не имеет
совершенно никакого значения.
Ключевое условие
Если мы понимаем под основной задачей школы включение ребенка в
активный процесс познания мира, себя и себя в мире, то результативность
не может оцениваться по формальным критериям. На наш взгляд, одним из
ключевых показателей успешности образования должна выступать
самостоятельность и активность ученика в процессе познания.
Подобная самостоятельность возникает из внутренней мотивации, из
потребности подходить к научной или жизненной проблеме с
исследовательской, творческой позиции.
Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач
становится разрешение вопроса о способах формирования именно внутренней
мотивации.
Смею утверждать, что все усилия по организации системы
исследовательской деятельности учащихся должны быть направлены на эту
задачу, а не только на подготовку ученика к взрослой жизни в науке,
развитию у него тех или иных навыков, получению определенных специальных
знаний. Не умаляя значения последних, считаю, что они могут выступать
только желательным следствием при искренней заинтересованности в
собственной исследовательской деятельности.
«Искренняя заинтересованность» – здесь ключевое словосочетание.
Если человеком движет мотив достижения успеха либо избегания неудач, то
мы имеем дело не с проявлением исследовательской позиции, а лишь с
осуществлением социально нормированной деятельности. А
эмоционально-мотивационной основой исследовательской деятельности
выступает интерес. Эмоция интереса стимулирует познавательную
активность, упорядочивает процессы восприятия и внимания, служит основой
формирования и развития навыков, умений, интеллекта, активной
жизнедеятельности человека.
Все эти психологические моменты следует учитывать в подходе к
организации учебного исследования в школе. Каким образом? Что конкретно
все эти психологические закономерности означают для педагогической
практики?
Ситуация предзаданной неизвестности
Безусловно, учитель как более опытный человек может заинтересовать
пришедшего к нему ученика проблемами, которыми занимается сам, но это
всегда должен быть добровольный и сознательный приход. Мотив «надо
делать потому, что обязательно» – мотив разрушительный. Обязательность
выполнения исследований школьниками не упрощает задачи организации
учителем совместной деятельности с учениками, а усложняет ее.
Кроме того, в постановке проблемы исследования особо важно
учитывать ее актуальность для возраста учеников вообще и конкретного
ребенка в частности. А еще следует иметь в виду, что активизация
интереса может достигаться различными способами: благодаря каким-либо
ситуационным изменениям, новизне, а также с помощью воображения и
мышления.
Итак, один из главнейших принципов исследовательской работы: тема
должна быть интересна ребенку. Но так же важно, чтобы эта тема была
интересна учителю. Если эти две стороны не будут (пусть каждая
по-своему) заинтересованы в поиске ответа на поставленный вопрос, то
внутренняя встреча их друг с другом не состоится.
Для успешного взаимодействия учителя и ученика в исследовательской
деятельности необходимо, чтобы учитель не вел ученика «за руку» к
ответу, а научил его замечать проблемы, ставить вопросы и находить
способы самому получать на них ответы. В самой «формуле» сотрудничества
учителя и ученика заложен принцип равноправия, ведь ни один из них не
знает абсолютной истины, хотя бы потому, что она недостижима. Задача
учителя: искать решение совместно с учеником. В этом отношении
педагогическая система сильно страдает оттого, что большинство учителей
считают себя знающими правильные ответы на все вопросы и обязанными их
передать незнающим, забывая, что чужая правда трудно становится своей.
Знания же, добытые в совместной деятельности с учителем, ребенок
принимает для себя как истинные. В таком случае для учителя существенно
важно не отработать методики и организационные формы, а постоянно
расшатывать и отвергать свои наработки, иначе начнет теряться
собственный интерес к исследовательской деятельности.
Важно, чтобы в процессе организации исследовательской работы
учеников сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для
ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по-особому
начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников
образовательного процесса. В конечном счете все сводится к тому, чтобы
процесс обучения выстраивался по принципу самоопределяемого учения. Для
этого необходимо создание максимально насыщенной среды, провоцирующей
(стимулирующей, направляющей) к развитию познания и самоопределения себя
в этом процессе.
Начнем с вопроса?
К сожалению, ролевая позиция учителя как транслятора знания зачастую
очень захватывает и уводит от позиции исследователя. Но если мы хотим
развивать исследовательскую позицию у наших учеников, то прежде
необходимо работать над собой. Нам постоянно нужно отслеживать – что
именно мы развиваем теми или иными действиями; на что реально направлены
те нормы деятельности, которые мы вводим для учеников; насколько мы
сохранили в себе посыл к саморазвитию; в какой степени в нас явна
потребность к исследованию как способу взаимодействия с миром, другими и
самим собой.
Газета "Первое сентября", №11-2008
Другие материалы раздела
|
|