Главная     О центре     О системе     Услуги     Демо-версия     Контакты  
 
Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель

Как учителю не сгореть на работе

 

Суксова Виктория

 

Что нужно знать, чтобы побороть усталость и стресс

Учебный год покатился под горку, но впереди еще ох как много забот и волнений. А энергия, кажется, уже на исходе.

Такое случается со многими, особенно долго проработавшими в школе, учителями. Профессиональное выгорание – констатируют специалисты. Так что же, педагоги обречены на этот ежегодный бег по кругу наперегонки с выгоранием? Мы обратились за комментарием к специалисту центра «Перекресток», который занимается развитием системы профилактики профессионального выгорания специалистов школ в рамках Инновационной образовательной программы МГППУ.

Сотрудников нашего центра довольно часто приглашают в школы для проведения тренингов. Способ работы заключается в том, чтобы дать возможность человеку выговориться; сформулировать, что в собственном восприятии, поведении, реакциях его беспокоит; предположить, какие причины загоняют его в это тяжелое состояние. Даже по поводу способов помощи самому себе мы ничего не навязываем, а стремимся определить их индивидуально для каждого в подробном разговоре с этим человеком.

 

Признаки выгорания

Профессия учителя принадлежит к числу помогающих. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются.

Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:

– ощущение тупика, одиночество;

– периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;

– ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;

– понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;

– резкость и несдержанность в общении с коллегами;

– не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;

– начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);

– непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;

– ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;

– желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;

– ощущение бесправия и принесения себя в жертву;

– желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;

– комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;

– начинаешь хуже выглядеть;

 

Почему это происходит

Не многие отдают себе в этом отчет, но ситуацию усугубляет одиночество учителя в школе – как ни странно это звучит. Педагог всегда в круговороте дел, обязанностей, в череде уроков и сутолоке перемен, но он один – перед администрацией, перед требованиями родителей, перед учениками. Учитель отвечает за все, не имея возможности разделить это бремя, посоветоваться, получить поддержку в трудный момент. Недаром в учительской почти всегда можно услышать, как педагоги жалуются друг другу на очередные свои проблемы. Это означает, что они нашли стихийный, но довольно действенный способ психологической разгрузки.

Выгорание провоцируется и чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:

– большое количество детей в классе, поточную работу;

– неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;

– маленькую зарплату;

– недостаточность профессиональной поддержки;

– слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями;

 

Домашнее задание: порадовать себя

Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор – это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интервизия – обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.

Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана.

Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:

– чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;

– долгий и крепкий сон, возможность выспаться;

– не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;

– отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;

– искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;

– умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);

– заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;

– занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);

– опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать; – развлечения (поход в кино, в кафе...);

– любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);

– общение с природой (прогулки в парке и по лесу); – установление простого человеческого контакта с учениками;

– позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;

– человеческая поддержка со стороны начальства;

– отдых после работы в тишине;

– умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;

– общение с близкими и друзьями;

– общение с любимым человеком;

– профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;

– выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.

 

Газета "Первое сентября" 07/2008



Другие материалы раздела

Психологическое тестирование
Психологические тренинги
планирование образования
Профессии
Дети
Учитель
Родители
Психолог
Для родителей
Для учащихся
Отзывы родителей о тренингах
Консультирование
Коррекционная работа
Семинары
Работа с родителями
Супервизия
Клубная работа

Образовательный
комплекс "Поиск"
от 2х до 10 лет

 
     
© 2009-2021 Межрегиональный Центр планирования образования и карьеры
г.Ставрополь, ул.Мира, 460/3, офис 127, тел.: (8652) 99-18-18