Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель
Обучение, которое воспитывает самостоятельность
Кардашина Ольга
Попробуем предусмотреть возможность выбора для ученика на любом
этапе учебного процесса
Инициатива, самостоятельность… Вроде бы все уже согласны с тем, что
развитие этих качеств должно стать одной из главных целей образования.
Но если говорить о массовой школе, эта цель сегодня относится скорее к
области благих пожеланий, нежели к педагогической практике. И дело тут
не только в сложности перехода на новые методики и технологии. Проблема
глубже
и серьезнее: современные образовательные задачи требуют изменения
основных профессиональных установок.
В последние годы в психологические центры стали чаще обращаться студенты
первых-вторых-третьих курсов. Практически все они приходят с одной и
той же проблемой: глубокого личностного неуспеха в связи с хронической
академической неуспеваемостью.
Одна из основных причин в том, что вчерашний школьник оказывается
психологически не готов к вузовскому обучению.
Привыкшие работать в школе со стандартизированными заданиями, юноши и
девушки теряются, когда, например, им предлагается ответить на вопрос:
почему вы так считаете? Или привести аргументы «за» и «против».
Каким образом учитель может подготовить ребенка к новой социальной роли?
Конечно же в школе необходимо учить детей работать в условиях дефицита
времени, решать нестандартные задачи. Но может быть, самой главной
педагогической задачей должно стать развитие самостоятельности учеников.
Каким образом?
Прежде всего чрезвычайно важно попытаться услышать, что скажет подросток
в ответ на вопрос: зачем? Этот вопрос вообще стоит задавать как можно
чаще, поскольку поиск ответов на подобные вопросы позволяет наполнить
личностно значимыми смыслами учебный предмет и собственное образование в
целом. Зачем я пошел в 10–11 класс? Это надо мне или только моим
родителям?
Зачем нужно грамотно писать, когда есть компьютерная система,
исправляющая ошибки? Зачем мне использовать много разнообразных слов,
когда я могу говорить на языке блогов?
Учителя математики любят повторять фразу Ломоносова: «Математику уже
затем учить следует, что она ум в порядок приводит». А зачем приводить
ум в порядок? Ведь интересные творческие ходы часто придумываются в
запутанных сложных обстоятельствах, возникают как бы из хаоса. А может
быть, существует какое-то оптимальное соотношение хаоса и порядка? И что
такое хаос в физике? А в литературе? Это все очень интересные вещи.
Что еще способствует развитию самостоятельности? Предоставленные
старшеклассникам многочисленные возможности выбора. Что вы предпочтете:
выполнить две самостоятельные работы или одну контрольную? Какой вид
деятельности вы выбираете: пересказ материала и ответы на вопросы или
вам хотелось бы порешать задачи философского характера о времени и
пространстве? Какой сложности задание вы готовы выполнить сегодня?
Некоторые учителя выдвигают дифференцированные требования: чтобы
получить тройку достаточно сделать то-то, для четверки необходимо то-то,
а для пятерки... И как правило, находятся ученики, которые постоянно
выбирают задание одного и того же уровня сложности, например, на
четверку. В этом случае учитель может обратить внимание школьника на
последствия его выбора: ты уверен, что тебе достаточно четверки, или
хотел бы попробовать повысить планку, поскольку этот опыт может тебе
пригодиться во время обучения в вузе и далее в твоей будущей
профессиональной деятельности. Твое реше-
ние – это, по сути, ответ на вопрос: какую модель поведения я выбираю?
Плыву по течению? Иду ни шатко ни валко? Сижу на обочине дороги? Либо: я
принимаю на себя ответственность за тот способ действия, посредством
которого я овладеваю этим предметом?
Простые вроде бы вещи, но сегодня мы сплошь и рядом сталкиваемся с
последствиями традиционной системы обучения, когда дети не желают брать
на себя труд выбора. Они недоумевают: почему это я должен говорить, что
хотел бы сделать?
Проблема в том, что учителю, привыкшему работать в рамках ЗУНовской
парадигмы, трудно переориентироваться на другие педагогические задачи. В
этой связи отметим, что педагогу необходимо научиться вместе с
учениками проживать эту ситуацию перекрестка: если я пойду направо –
получу то-то, пойду налево – получу то-то. В таких ситуациях у взрослых
обычно возникает сильное желание скорее подтолкнуть ребенка к движению
по какой-то дороге, которая нам кажется правильной. А важно в какой-то
момент выдержать паузу, чтобы старшеклассник сам выбрал определенный вид
деятельности и сделал ответственный выбор. Например, дать школьнику
время подумать над тем, стоит ли ему решать задачу самостоятельно или,
может быть, совместно с одноклассником. Возможно, ему проще работать
одному, но он выберет работу в паре, так как это будет новый и значимый
для него опыт.
Газета "Первое сентября" 07/2008
Другие материалы раздела
|
|