Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель
Учимся быть посредниками между родителями и ребенком
Несколько советов, помогающих учителю сделать это посредничество
эффективным
Родителям часто не хватает времени, чтобы просто по-человечески
поговорить со своим ребенком, заметить, что он вырос. Во многих семьях
«отцы и дети» встречаются на несколько минут утром и вечером, общаются
все больше записками и по телефону. А мы хотим, чтобы они шли по нашему
приглашению в школу и просиживали целые часы на родительских собраниях.
Естественно, они всячески уклоняются от этих часто малоинформативных
встреч. Так, может, использовать время собраний и свой профессионализм
для другого, действительно важного дела: создавать в школе условия для
встречи родителей со своим ребенком?
Школа – вечная угроза?
Родители наших учеников действительно не очень любят приходить в школу,
особенно родители слабоуспевающих детей. И это вполне объяснимо: слыша
упреки в адрес своего ребенка, они ощущают себя неуспешными родителями.
Бороться с этим бесполезно, лучше учитывать эти факторы и идти
навстречу. Ведь небольшую по объему и приватную информацию вполне можно
сообщить при помощи SMS и электронной почты. Кстати, информация совсем
не обязательно должна быть негативной. Попробуйте написать: «Ваш сын на
уроке литературы вел себя хорошо!» То-то родители удивятся. И
постепенно перестанут воспринимать школу как вечную угрозу и источник
неприятностей.
Письмо под кастрюлей
Настороженные, если не сказать негативные, отношения в треугольнике
ребенок–родители–школа настолько устоялись, что изменять их приходится
долго и постепенно.
Для начала можно раз в месяц или в четверть давать ребенку специальное
время для написания письма родителям. Опыт показывает, что сначала это
предложение вызывает недоумение. Кроме «как дела?» – «нормально» и
говорить-то вроде не о чем. В этом случае педагог может напомнить
ребенку о том, что интересного, забавного, важного произошло за
последние дни: на перемене, на уроке, когда ходили в лес или играли во
дворе. Письмо не должно быть «отчетом о проделанной работе», пусть это
будет рассказ о событиях и переживаниях в жизни ребенка. Разумеется, ни
на чем нельзя настаивать. Напомнить о важной ситуации и спросить: «Ты
можешь написать об этом маме?»
Эффект от таких писем бывает удивительным. Родители искренне изумляются:
раньше на вопрос о прошедшем дне ребенок привычно отвечал, что ничего
особенного не произошло, а теперь оказывается, столько всего пережил и
перечувствовал…
Письма могут быть самым первым шагом вступления в осознанное
родительство.
Хорошо бы и мам подвигнуть на написание писем своему ребенку, ведь
встреча происходит, когда двое делают шаг навстречу друг другу. Для
детей это очень важно.
Кстати, ребята разного возраста по-разному, но очень ревностно следят за
доставкой и реакцией родителей на свои письма. Малыши почти всегда
посылают письмо по почте и ежедневно тащат родителей к почтовому ящику.
Младшие подростки выжидают, когда у взрослого выдастся свободная минута,
подходят и решительно кладут перед ним конверт. А старшие школьники
предпочитают оставлять письмо на видном месте, придавив для верности
кружкой или кастрюлей.
«Если бы я был моим папой…»
В конце недели или четверти можно предлагать ребятам продолжить
предложения, заранее напечатанные на листочках: «Мама и папа, я хочу вам
рассказать о… Порадовать вас… Если бы я был моим папой… Когда я остаюсь
один дома… Больше всего я боюсь…»
Листки (без подписей!) за несколько прошедших недель можно вывесить
перед родительским собранием. Наверняка равнодушным не останется ни один
взрослый: а не мой ли это написал?
Те же или немного измененные начала фраз можно предложить родителям во
время собрания. Ответы взрослых ребята читают потом с не меньшим
вниманием и интересом.
Если же собрать самые интересные фразы, высказанные детьми и родителями
за год, их можно сшить в книжку, благо оргтехника перестала быть
проблемой, и дарить в конце учебного года вместе с накопившимися
рисунками, работами, фотографиями.
Кстати, такие детские высказывания могут стать лучшим из всех возможных
пособий по возрастным особенностям. Обычно ведь учитель на первом в году
собрании не очень интересно и не очень понятно рассказывает, например,
об особенностях младших подростков. Эффект такого изложения бывает
близким к нулю. И совсем другое дело, если дать родителям почитать
высказывания детей, которые на год¬-два старше их собственных.
Зал родительского ожидания
Школа все больше закрывается и отгораживается от родителей. Охрана и
суровое объявление: «Родители в школу не допускаются» – отбивают
последнее желание туда приходить.
Если вы собираетесь выстраивать сотрудничество с родителями, непременно
нужно обустроить хоть небольшое помещение при входе. А если правильно
организовать среду, то там постепенно возникнет нечто вроде
родительского клуба. Прежде всего нужно создать пространство для
общения. Самое простое решение – вывесить и обновлять большие листы и
запустить подобие чата: вопрос–ответ. Это, конечно, потребует
определенных затрат сил и времени. Педагогам и психологам придется
регулярно наведываться к этой говорящей стене и писать ответы, когда зал
ожидания опустеет.
В тех школах, где организовано такое пространство, родители со временем
начинают объединяться в группы на основе волнующих их проблем: раннее
курение; ребенок таскает деньги из дома; отдалился от семьи, ничего о
себе не рассказывает. Тогда эти встречи будут полезными, и родители
станут приходить, понимая, зачем им это нужно.
Один день с ребенком
Никакая встреча невозможна без взаимопонимания, и «влезть в чужие туфли»
иногда очень полезно. Суть в том, что мама (для папы это может
оказаться непосильным испытанием) проводит полный школьный день в роли
ребенка. Ведь родители быстро забывают о том, сколько поводов для
страхов и неуверенности рождает каждый школьный день. Даже для
отличников.
А после школы придется отчитаться за полученные отметки и бегом в
спортивную секцию или кружок, да еще уроки на завтра. Если мама честно
пройдет это испытание, к вечеру у нее будет не сон, а обморок.
А для ребенка лет с тринадцати тоже будет полезно провести целый день
вместе с мамой, в том числе и на ее рабочем месте. Это станет лучшей
профориентацией, позволит увидеть деловые взаимоотношения. Для более
полной картины можно потом взять с собой другого ребенка, а своего
пристроить к его маме на день.
Пусть ребенок будет рядом
А этот метод возник благодаря психологу Марине Битяновой, которая при
проведении тренингов предлагает педагогам держать перед глазами
фотографию своего класса. Чтобы наши педагогические разговоры не
превращались в бездетно-абстрактные рассуждения, попросите родителей
захватить с собой на собрание фотографию ребенка, чтобы хотя бы
виртуально он находился рядом.
Кстати, в реальности он в это время обычно сидит за дверью и со страхом
ждет, когда родитель выйдет…
Поэтому еще лучше приглашать родителей вместе с детьми. И уж,
разумеется, не для показательных порок и устрашения.
В таком составе лучше всего обсуждать какие-¬то актуальные для всех темы
или реальные школьные прецеденты. Только, конечно, нельзя использовать
ситуации из жизни присутствующих.
Мы однажды устроили серьезные дебаты со старшеклассниками и их
родителями, взяв случай из школьной практики, который произошел в другом
городе. Ученик начальной школы, подписывая тетрадь, указал фамилию, имя
и отчество, а учительница при проверке отчество зачеркнула. Так вот, мы
эту ситуацию обсуждали, и не просто эмоционально, а с привлечением
документов: Кодекса, Конвенции о правах ребенка. Очень кстати пришлось
то, что среди родителей класса были юристы, которые объяснили и про
моральный ущерб, и про уничижение роли отца в глазах ребенка.
Такие дискуссии дают возможность родителям увидеть своих детей в новом
свете, а заодно и самим попрактиковаться в аргументированном
высказывании своего мнения.
Екатерина АЛЕКСАНДРОВА, профессор кафедры педагогики Педагогического
института СГУ им. Н.Г. Чернышевского
Другие материалы раздела
|