Главная     О центре     О системе     Услуги     Демо-версия     Контакты  
 
Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель

Учимся быть посредниками между родителями и ребенком

 

Несколько советов, помогающих учителю сделать это посредничество эффективным

 

Родителям часто не хватает времени, чтобы просто по-человечески поговорить со своим ребенком, заметить, что он вырос. Во многих семьях «отцы и дети» встречаются на несколько минут утром и вечером, общаются все больше записками и по телефону. А мы хотим, чтобы они шли по нашему приглашению в школу и просиживали целые часы на родительских собраниях. Естественно, они всячески уклоняются от этих часто малоинформативных встреч. Так, может, использовать время собраний и свой профессионализм для другого, действительно важного дела: создавать в школе условия для встречи родителей со своим ребенком?

 

Школа – вечная угроза?

Родители наших учеников действительно не очень любят приходить в школу, особенно родители слабоуспевающих детей. И это вполне объяснимо: слыша упреки в адрес своего ребенка, они ощущают себя неуспешными родителями.

Бороться с этим бесполезно, лучше учитывать эти факторы и идти навстречу. Ведь небольшую по объему и приватную информацию вполне можно сообщить при помощи SMS и электронной почты. Кстати, информация совсем не обязательно должна быть негативной. Попробуйте написать: «Ваш сын на уроке литературы вел себя хорошо!» То-то родители удивятся. И постепенно перестанут воспринимать школу как вечную угрозу и источник неприятностей.

 

Письмо под кастрюлей

Настороженные, если не сказать негативные, отношения в треугольнике ребенок–родители–школа настолько устоялись, что изменять их приходится долго и постепенно.

Для начала можно раз в месяц или в четверть давать ребенку специальное время для написания письма родителям. Опыт показывает, что сначала это предложение вызывает недоумение. Кроме «как дела?» – «нормально» и говорить-то вроде не о чем. В этом случае педагог может напомнить ребенку о том, что интересного, забавного, важного произошло за последние дни: на перемене, на уроке, когда ходили в лес или играли во дворе. Письмо не должно быть «отчетом о проделанной работе», пусть это будет рассказ о событиях и переживаниях в жизни ребенка. Разумеется, ни на чем нельзя настаивать. Напомнить о важной ситуации и спросить: «Ты можешь написать об этом маме?»

Эффект от таких писем бывает удивительным. Родители искренне изумляются: раньше на вопрос о прошедшем дне ребенок привычно отвечал, что ничего особенного не произошло, а теперь оказывается, столько всего пережил и перечувствовал…

Письма могут быть самым первым шагом вступления в осознанное родительство.

Хорошо бы и мам подвигнуть на написание писем своему ребенку, ведь встреча происходит, когда двое делают шаг навстречу друг другу. Для детей это очень важно.

Кстати, ребята разного возраста по-разному, но очень ревностно следят за доставкой и реакцией родителей на свои письма. Малыши почти всегда посылают письмо по почте и ежедневно тащат родителей к почтовому ящику. Младшие подростки выжидают, когда у взрослого выдастся свободная минута, подходят и решительно кладут перед ним конверт. А старшие школьники предпочитают оставлять письмо на видном месте, придавив для верности кружкой или кастрюлей.

 

«Если бы я был моим папой…»

В конце недели или четверти можно предлагать ребятам продолжить предложения, заранее напечатанные на листочках: «Мама и папа, я хочу вам рассказать о… Порадовать вас… Если бы я был моим папой… Когда я остаюсь один дома… Больше всего я боюсь…»

Листки (без подписей!) за несколько прошедших недель можно вывесить перед родительским собранием. Наверняка равнодушным не останется ни один взрослый: а не мой ли это написал?

Те же или немного измененные начала фраз можно предложить родителям во время собрания. Ответы взрослых ребята читают потом с не меньшим вниманием и интересом.

Если же собрать самые интересные фразы, высказанные детьми и родителями за год, их можно сшить в книжку, благо оргтехника перестала быть проблемой, и дарить в конце учебного года вместе с накопившимися рисунками, работами, фотографиями.

Кстати, такие детские высказывания могут стать лучшим из всех возможных пособий по возрастным особенностям. Обычно ведь учитель на первом в году собрании не очень интересно и не очень понятно рассказывает, например, об особенностях младших подростков. Эффект такого изложения бывает близким к нулю. И совсем другое дело, если дать родителям почитать высказывания детей, которые на год¬-два старше их собственных.

 

Зал родительского ожидания

Школа все больше закрывается и отгораживается от родителей. Охрана и суровое объявление: «Родители в школу не допускаются» – отбивают последнее желание туда приходить.

Если вы собираетесь выстраивать сотрудничество с родителями, непременно нужно обустроить хоть небольшое помещение при входе. А если правильно организовать среду, то там постепенно возникнет нечто вроде родительского клуба. Прежде всего нужно создать пространство для общения. Самое простое решение – вывесить и обновлять большие листы и запустить подобие чата: вопрос–ответ. Это, конечно, потребует определенных затрат сил и времени. Педагогам и психологам придется регулярно наведываться к этой говорящей стене и писать ответы, когда зал ожидания опустеет.

В тех школах, где организовано такое пространство, родители со временем начинают объединяться в группы на основе волнующих их проблем: раннее курение; ребенок таскает деньги из дома; отдалился от семьи, ничего о себе не рассказывает. Тогда эти встречи будут полезными, и родители станут приходить, понимая, зачем им это нужно.

 

Один день с ребенком

Никакая встреча невозможна без взаимопонимания, и «влезть в чужие туфли» иногда очень полезно. Суть в том, что мама (для папы это может оказаться непосильным испытанием) проводит полный школьный день в роли ребенка. Ведь родители быстро забывают о том, сколько поводов для страхов и неуверенности рождает каждый школьный день. Даже для отличников.

А после школы придется отчитаться за полученные отметки и бегом в спортивную секцию или кружок, да еще уроки на завтра. Если мама честно пройдет это испытание, к вечеру у нее будет не сон, а обморок.

А для ребенка лет с тринадцати тоже будет полезно провести целый день вместе с мамой, в том числе и на ее рабочем месте. Это станет лучшей профориентацией, позволит увидеть деловые взаимоотношения. Для более полной картины можно потом взять с собой другого ребенка, а своего пристроить к его маме на день.

 

Пусть ребенок будет рядом

А этот метод возник благодаря психологу Марине Битяновой, которая при проведении тренингов предлагает педагогам держать перед глазами фотографию своего класса. Чтобы наши педагогические разговоры не превращались в бездетно-абстрактные рассуждения, попросите родителей захватить с собой на собрание фотографию ребенка, чтобы хотя бы виртуально он находился рядом.

Кстати, в реальности он в это время обычно сидит за дверью и со страхом ждет, когда родитель выйдет…

Поэтому еще лучше приглашать родителей вместе с детьми. И уж, разумеется, не для показательных порок и устрашения.

В таком составе лучше всего обсуждать какие-¬то актуальные для всех темы или реальные школьные прецеденты. Только, конечно, нельзя использовать ситуации из жизни присутствующих.

Мы однажды устроили серьезные дебаты со старшеклассниками и их родителями, взяв случай из школьной практики, который произошел в другом городе. Ученик начальной школы, подписывая тетрадь, указал фамилию, имя и отчество, а учительница при проверке отчество зачеркнула. Так вот, мы эту ситуацию обсуждали, и не просто эмоционально, а с привлечением документов: Кодекса, Конвенции о правах ребенка. Очень кстати пришлось то, что среди родителей класса были юристы, которые объяснили и про моральный ущерб, и про уничижение роли отца в глазах ребенка.

Такие дискуссии дают возможность родителям увидеть своих детей в новом свете, а заодно и самим попрактиковаться в аргументированном высказывании своего мнения.

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА, профессор кафедры педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского



Другие материалы раздела

Психологическое тестирование
Психологические тренинги
планирование образования
Профессии
Дети
Учитель
Родители
Психолог
Для родителей
Для учащихся
Отзывы родителей о тренингах
Консультирование
Коррекционная работа
Семинары
Работа с родителями
Супервизия
Клубная работа

Образовательный
комплекс "Поиск"
от 2х до 10 лет

 
     
© 2009-2021 Межрегиональный Центр планирования образования и карьеры
г.Ставрополь, ул.Мира, 460/3, офис 127, тел.: (8652) 99-18-18