Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель
Открытый урок от А до Я
Ловягин Сергей
Третья четверть время тяжелое не только для ученика, но и для
учителя. Аттестации, открытые уроки – сколько нервотрепки, страхов,
сомнений, разочарований. Особенно нелегко молодым педагогам. Один из них
написал письмо в редакцию: «На подобных мероприятиях коллеги обычно
показывают заранее отрепетированные сценки: каждый ученик выучил
определенный материал, рассказал, когда его вызвали, получил хорошую
отметку... Все проходит «без сучка без задоринки», но становится скучно,
а иногда даже неприятно. Если я буду проводить обычное занятие, то могу
показать себя в невыгодном свете, а не хочется». Действительно,
методики проведения открытых уроков нет. Но есть бесценный опыт,
накопленный педагогами, на чьи уроки приходят не только строгие
проверяющие, но и добровольцы – заинтересованные коллеги, которым важно
увидеть, понять, как работать более эффективно. Сегодня мы предлагаем
познакомиться с опытом одного из таких учителей, участника всевозможных
конкурсов, автора множества открытых уроков и мастер-классов.
Урок, который вы проводите перед коллегами, должен иметь строгую, ясную
для зрителей логику.
Урок должен быть динамичным, в нем постоянно одна деятельность учеников
должна сменять другую.
Урок должен быть четко оформлен, структурирован, в нем должна
чувствоваться железная воля педагога; никакой аморфности!
Урок должен быть нагляден (понятен) – присутствующие на уроке гости
(педагоги, чиновники, родители) должны без напряжения понимать, какие
задания и действия выполняют ученики на каждом этапе.
Естественно, сами ученики должны каждое мгновение четко понимать свою
задачу. А для этого все задания учитель обязан формулировать кратко и
четко.
Можно сравнить урок с музыкальным (симфоническим) произведением: в его
композиции есть вступление (задает тему, мотивацию); развитие основной
темы (включающее многоголосье – не дай бог учителю солировать весь урок!
– взаимодействие голосов – коммуникацию; кульминацию – решение проблемы
общими усилиями); завершение (последний аккорд – подведение итога
урока).
Для открытого урока лучше выбирать такую тему, которая была бы значима в
общекультурном отношении, достаточно широка, чтобы заинтересовать
людей, не слишком сведущих в вашем предмете, и в то же время достаточно
глубока и серьезна, чтобы урок не произвел легковесного впечатления.
Украшает открытый урок интегративность содержания – опора на знания,
полученные ребятами в других предметах. Однако нужно быть осторожными,
поскольку не всегда ваш класс силен в других науках! Можно вести урок
(диалог с учениками), опираясь на их социальный опыт и не рассчитывая на
глубокие знания.
С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить детей, то
есть мотивировать их предстоящую работу.
Хорошо, если цели и задачи урока ясны ребятам с самого начала и в конце
они сами могут к ним вернуться и подвести итог: что удалось сделать и
понять в процессе урока (содержательный уровень); а еще лучше – какие
методы работы удалось освоить (рефлексивный уровень).
Развитие мышления не происходит само собой на уроке – нужно
провоцировать интеллектуальную деятельность учеников, то есть создавать
такие ситуации, в которых она становится необходимой. Значит, в
материале должна быть обнаружена проблема (противоречие), требующая
своего разрешения на уроке.
На занятии детей должно быть видно: они должны высказываться,
дискутировать, докладывать, активно делать что-либо (например,
физические или химические опыты).
Именно здесь секрет успеха урока, мастер-класса – самостоятельная работа
детей и ее результативность, отсутствие примитивности (очевидна
сложность проблемы); в этой самостоятельной работе центр тяжести должен
лежать на аналитической деятельности.
Организовать самостоятельную работу легче, если вы раздадите ученикам
четко структурированные рабочие листы с ясными, краткими заданиями.
Хороший урок трудно представить без групповой работы и без последующего
взаимодействия групп. В настоящей групповой работе у каждой команды своя
задача, а коммуникация между ними возникает от необходимости решить
общую проблему. Как только участники получают разные роли, диалог между
ними становится неизбежен.
На современном уроке ребята должны овладевать в первую очередь
деятельностью, а не знаниями; должны научиться использовать знания в
своей деятельности (функциональная грамотность). Кроме того, только в
деятельности возможно полноценное усвоение содержания!
В одном уроке (как в капле) должна найти отражение профессиональная
деятельность (методология работы) ученого (физика, историка,
литературоведа); ее с необходимостью должны использовать дети при
решении задачи, поставленной учителем или в результате совместного
обсуждения.
Очень важен контакт с детьми: готовность слышать их высказывания и
отвечать на них; позитив, юмор, оптимистический настрой урока.
Готовность импровизировать.
Владение информационными технологиями (презентация, поиск информации в
интернете) сегодня является важным критерием оценки профессионального
мастерства педагога. Однако использование компьютера на уроке должно
быть оправданно (он должен делать то, что без него было бы невозможно
другими средствами!).
В мастер-классе большую роль играет «выпячивание» приемов и средств
работы учителя (предметное содержание отходит на второй план, становясь
фоном, на котором разыгрывается основное – демонстрируется
педагогическая технология учителя).
Вместе с тем выбранная учителем педагогическая технология (формы,
методы, средства, приемы) должна быть адекватна содержанию урока, а не
«притянута за уши». Вспомним пресловутое единство формы и содержания.
Нужно продемонстрировать в первую очередь те педагогические приемы,
которые позволяют сделать простым (понять, освоить) сложный материал:
игровые формы; физика (химия, математика) «на пальцах»; мыслительные
средства (метафора, образ)...
Необходимо заранее продумать расстановку парт и оборудования. Ни в какой
момент учитель не должен оказаться спиной к зрителям.
Вроде все продумано, все советы даны. Однако приведенных рекомендаций
явно недостаточно: для того чтобы ваш открытый урок действительно
заинтересовал коллег, нужно еще кое-что…
Чтобы теоретические советы Сергея Ловягина наполнились
практическим содержанием, посмотрите, пожалуйста, описание его открытого
урока по физике, который признан лучшим уроком года: 1september.ru/2006/06/06"
***
Вы должны дать мастер-классНесколько правил подготовки
Приступая к планированию этой работы, как и всякой другой, хорошо бы
понять, зачем и для кого. То есть, в чем смысл мероприятия: для галочки,
поделиться опытом с заинтересованными коллегами, администрация что-то
не понимает про вашу работу и хочет обсудить… В каждом из этих случаев
подготовка и само действо должны быть разными.
Как ни модернизируют школу, увы, открытый урок «для галочки» все еще
живет и процветает. На нем положено демонстрировать – без запинки, без
сучка, задоринки и малейших признаков жизни. Адепты такого подхода
оценивают, насколько все прошло гладко, «красиво» и методически
грамотно. Они сидят с каменными лицами, записывают, без спроса забирают у
детей тетради.
Есть отдельные экстремалы, которые в присутствии таких проверяющих дают
обычный живой урок. Последствия трудно описать словами. На разборе урока
«гости» негодуют так, будто вы демонстрировали им нечто неприличное.
Другое дело, если с вами всерьез готовы обсуждать вашу работу. Чтобы
понять, перенять опыт, поспорить. В любом случае это предполагает равное
партнерство. Вы не отчитываетесь, а гости не выставляют отметок.
Перед уроком и вы, и коллеги заявляете свои цели. Можно подробно
поговорить заранее или коротко в самом начале урока, но ученики тоже
должны услышать, ради чего урок проходит не так, как обычно. Чтобы
ребята не чувствовали себя оловянными солдатиками, которыми играют
взрослые.
Самое эффективное погружение в методику происходит при непосредственном
участии взрослых в уроке. Наравне с детьми они выполняют задания,
участвуют в обсуждении, подводят итоги.
Да и для учителя, ведущего урок, такая расстановка полезнее:
непосредственные участники, обладающие педагогическим опытом, поймут и
почувствуют гораздо больше, чем при наблюдении со стороны.
Поскольку такую форму презентации используют обычно учителя, дающие урок
вживую, запланировать в деталях его нельзя. Значит, будут и неожиданные
детские вопросы, и паузы, и непредвиденные результаты, и спонтанное
развитие дискуссии. Прерывать его комментариями вряд ли разумно. Разве
что какой-то момент непременно нужно отметить одной-двумя фразами. А при
обсуждении вернуться к этому эпизоду.
Обсуждение после урока можно строить по-разному. Даже от порядка
высказываний довольно много зависит. Как показывает практика, тот, кто
хочет получить больший образовательный эффект, должен высказываться
первым. Например, учителю – автору урока важно мнение коллег-экспертов
для корректировки своей работы. Тогда ему лучше изложить свое видение
урока первым и сориентировать ход обсуждения в нужном для себя ключе.
Если мастер-класс был дан для демонстрации, например, молодым коллегам,
то после урока нужно предоставить возможность высказаться им. В
некоторых школах принято, как в старину на русском флоте, давать слово,
начиная с самого неопытного, а наиболее авторитетные коллеги
высказываются последними. Чтобы не было соблазна укрыться за мнением
начальства.
***
Показать свой опытКак использовать эту возможность на все сто?
Когда мне предложили дать первый в моей жизни открытый урок (для
районного методобъединения), я обрадовалась: наконец-то появится
возможность показать коллегам метод преподавания, который использовала и
в эффективности которого была уверена! Спланировав урок, решила
посоветоваться с более опытным человеком.
Гордясь задуманным, рассказала, что хочу продемонстрировать, как мои
дети могут изучать новый материал с очень высокой скоростью: три больших
параграфа за десять минут. Такой эффект достигался благодаря
предварительной, но, по мнению многих, поверхностной работе с изучаемым
материалом: в течение первой четверти мы вместе с ребятами просмотрели
весь учебник, не читая его текста, только рассматривая рисунки и схемы,
пытаясь догадаться, что может быть в тексте. Я решила, что в самом
начале открытого урока предложу ребятам прочитать параграфы и через
десять минут попрошу ответить на мои вопросы к ним.
«Тебе никто не поверит, – с абсолютной убежденностью сказал человек,
бывший моим учителем в педагогике. – Все решат, что материал был выучен
детьми заранее, а ответы отрепетированы. Если хочешь показать, что твои
ученики действительно именно на уроке так быстро знакомятся с текстом,
сначала продемонстрируй гостям, что ребята этого материала не знают».
Пришлось немного изменить ход открытого урока. Я начала его с опроса...
по новой теме. Дети понимали, что этот урок важен для меня, что они
должны показать «хорошее знание» моего предмета. Они так старались
помочь! Но... ни на один вопрос ответить не могли – действительно, этого
материала они еще не изучали, только названия параграфов и картинки на
этих страницах два месяца назад рассматривали. Ребята растерялись,
искренне расстроились.
После этого я объяснила гостям, что провела опрос в начале урока
специально для них, и предложила ребятам поискать ответы на мои вопросы в
параграфах. Правда, время на чтение пришлось сократить до 8 минут.
Ученики спокойно (и даже с облегчением) открыли учебники и скоро с
легкостью отвечали на мои вопросы, обсуждали то, что только что узнали.
Обсуждение урока прошло интересно, мне задавали много вопросов, у меня
была возможность рассказать о своей программе, о методах, которые
использую. Мнения коллег об уроке были разными, но ни одного –
отстраненного.
Для себя сделала два важных вывода:
1. Чтобы открытый урок был проведен не для «галочки», он должен
планироваться с учетом возможного непонимания гостями того, что ими
будет увидено. Можно специально усилить это непонимание, сделать так,
чтобы обсуждение урока началось не с суждений, а с вопросов гостей.
2. Чтобы чужой урок был тебе понятен (если вы сами присутствуете на
чьем-то открытом уроке), не стоит делать никаких поспешных выводов о
том, что там происходило, или о том, что, по вашему мнению, должно
происходить. Все наблюдения, замечания нужно сначала превратить в
вопросы к учителю и попытаться понять его. Только после этого, поняв
логику педагога, ведущего урок, можно высказать и свое мнение. Если
именно так смотреть на чужую работу, становится интересным любой урок. А
особенно – урок по предмету, который далек от вашей специализации. Вы
химик? Попробуйте пойти на урок английского, математики, литературы.
Интересно будет в первую очередь потому, что вы там действительно многое
не поймете и вопросы, сформулированные вами, будут более искренними и
естественными. Кроме того, учитель, коллега, принявший вас на своем
уроке, не будет чувствовать себя скованно: он начнет действительно
объяснять свою позицию, а не оправдываться и не отчитываться (что часто
случается, если он не вполне уверен в своих силах или недостаточно
опытен).
По материалам газеты "Первое сентября"
Другие материалы раздела
|
|