Главная     О центре     О системе     Услуги     Демо-версия     Контакты  
 
Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель

Открытый урок от А до Я

Ловягин Сергей

Третья четверть время тяжелое не только для ученика, но и для учителя. Аттестации, открытые уроки – сколько нервотрепки, страхов, сомнений, разочарований. Особенно нелегко молодым педагогам. Один из них написал письмо в редакцию: «На подобных мероприятиях коллеги обычно показывают заранее отрепетированные сценки: каждый ученик выучил определенный материал, рассказал, когда его вызвали, получил хорошую отметку... Все проходит «без сучка без задоринки», но становится скучно, а иногда даже неприятно. Если я буду проводить обычное занятие, то могу показать себя в невыгодном свете, а не хочется». Действительно, методики проведения открытых уроков нет. Но есть бесценный опыт, накопленный педагогами, на чьи уроки приходят не только строгие проверяющие, но и добровольцы – заинтересованные коллеги, которым важно увидеть, понять, как работать более эффективно. Сегодня мы предлагаем познакомиться с опытом одного из таких учителей, участника всевозможных конкурсов, автора множества открытых уроков и мастер-классов.

Урок, который вы проводите перед коллегами, должен иметь строгую, ясную для зрителей логику.

Урок должен быть динамичным, в нем постоянно одна деятельность учеников должна сменять другую.

Урок должен быть четко оформлен, структурирован, в нем должна чувствоваться железная воля педагога; никакой аморфности!

Урок должен быть нагляден (понятен) – присутствующие на уроке гости (педагоги, чиновники, родители) должны без напряжения понимать, какие задания и действия выполняют ученики на каждом этапе.

Естественно, сами ученики должны каждое мгновение четко понимать свою задачу. А для этого все задания учитель обязан формулировать кратко и четко.

Можно сравнить урок с музыкальным (симфоническим) произведением: в его композиции есть вступление (задает тему, мотивацию); развитие основной темы (включающее многоголосье – не дай бог учителю солировать весь урок! – взаимодействие голосов – коммуникацию; кульминацию – решение проблемы общими усилиями); завершение (последний аккорд – подведение итога урока).

Для открытого урока лучше выбирать такую тему, которая была бы значима в общекультурном отношении, достаточно широка, чтобы заинтересовать людей, не слишком сведущих в вашем предмете, и в то же время достаточно глубока и серьезна, чтобы урок не произвел легковесного впечатления.

Украшает открытый урок интегративность содержания – опора на знания, полученные ребятами в других предметах. Однако нужно быть осторожными, поскольку не всегда ваш класс силен в других науках! Можно вести урок (диалог с учениками), опираясь на их социальный опыт и не рассчитывая на глубокие знания.

С самого начала урока нужно удивить, заинтересовать, восхитить детей, то есть мотивировать их предстоящую работу.

Хорошо, если цели и задачи урока ясны ребятам с самого начала и в конце они сами могут к ним вернуться и подвести итог: что удалось сделать и понять в процессе урока (содержательный уровень); а еще лучше – какие методы работы удалось освоить (рефлексивный уровень).

Развитие мышления не происходит само собой на уроке – нужно провоцировать интеллектуальную деятельность учеников, то есть создавать такие ситуации, в которых она становится необходимой. Значит, в материале должна быть обнаружена проблема (противоречие), требующая своего разрешения на уроке.

На занятии детей должно быть видно: они должны высказываться, дискутировать, докладывать, активно делать что-либо (например, физические или химические опыты). Именно здесь секрет успеха урока, мастер-класса – самостоятельная работа детей и ее результативность, отсутствие примитивности (очевидна сложность проблемы); в этой самостоятельной работе центр тяжести должен лежать на аналитической деятельности.

Организовать самостоятельную работу легче, если вы раздадите ученикам четко структурированные рабочие листы с ясными, краткими заданиями.

Хороший урок трудно представить без групповой работы и без последующего взаимодействия групп. В настоящей групповой работе у каждой команды своя задача, а коммуникация между ними возникает от необходимости решить общую проблему. Как только участники получают разные роли, диалог между ними становится неизбежен.

На современном уроке ребята должны овладевать в первую очередь деятельностью, а не знаниями; должны научиться использовать знания в своей деятельности (функциональная грамотность). Кроме того, только в деятельности возможно полноценное усвоение содержания!

В одном уроке (как в капле) должна найти отражение профессиональная деятельность (методология работы) ученого (физика, историка, литературоведа); ее с необходимостью должны использовать дети при решении задачи, поставленной учителем или в результате совместного обсуждения.

Очень важен контакт с детьми: готовность слышать их высказывания и отвечать на них; позитив, юмор, оптимистический настрой урока. Готовность импровизировать.

Владение информационными технологиями (презентация, поиск информации в интернете) сегодня является важным критерием оценки профессионального мастерства педагога. Однако использование компьютера на уроке должно быть оправданно (он должен делать то, что без него было бы невозможно другими средствами!).

В мастер-классе большую роль играет «выпячивание» приемов и средств работы учителя (предметное содержание отходит на второй план, становясь фоном, на котором разыгрывается основное – демонстрируется педагогическая технология учителя).

Вместе с тем выбранная учителем педагогическая технология (формы, методы, средства, приемы) должна быть адекватна содержанию урока, а не «притянута за уши». Вспомним пресловутое единство формы и содержания.

Нужно продемонстрировать в первую очередь те педагогические приемы, которые позволяют сделать простым (понять, освоить) сложный материал: игровые формы; физика (химия, математика) «на пальцах»; мыслительные средства (метафора, образ)...

Необходимо заранее продумать расстановку парт и оборудования. Ни в какой момент учитель не должен оказаться спиной к зрителям.

Вроде все продумано, все советы даны. Однако приведенных рекомендаций явно недостаточно: для того чтобы ваш открытый урок действительно заинтересовал коллег, нужно еще кое-что…

Чтобы теоретические советы Сергея Ловягина наполнились практическим содержанием, посмотрите, пожалуйста, описание его открытого урока по физике, который признан лучшим уроком года: 1september.ru/2006/06/06"

 

***

 

Вы должны дать мастер-класс

Несколько правил подготовки

Приступая к планированию этой работы, как и всякой другой, хорошо бы понять, зачем и для кого. То есть, в чем смысл мероприятия: для галочки, поделиться опытом с заинтересованными коллегами, администрация что-то не понимает про вашу работу и хочет обсудить… В каждом из этих случаев подготовка и само действо должны быть разными.

Как ни модернизируют школу, увы, открытый урок «для галочки» все еще живет и процветает. На нем положено демонстрировать – без запинки, без сучка, задоринки и малейших признаков жизни. Адепты такого подхода оценивают, насколько все прошло гладко, «красиво» и методически грамотно. Они сидят с каменными лицами, записывают, без спроса забирают у детей тетради.

Есть отдельные экстремалы, которые в присутствии таких проверяющих дают обычный живой урок. Последствия трудно описать словами. На разборе урока «гости» негодуют так, будто вы демонстрировали им нечто неприличное.

Другое дело, если с вами всерьез готовы обсуждать вашу работу. Чтобы понять, перенять опыт, поспорить. В любом случае это предполагает равное партнерство. Вы не отчитываетесь, а гости не выставляют отметок.

Перед уроком и вы, и коллеги заявляете свои цели. Можно подробно поговорить заранее или коротко в самом начале урока, но ученики тоже должны услышать, ради чего урок проходит не так, как обычно. Чтобы ребята не чувствовали себя оловянными солдатиками, которыми играют взрослые.

Самое эффективное погружение в методику происходит при непосредственном участии взрослых в уроке. Наравне с детьми они выполняют задания, участвуют в обсуждении, подводят итоги.

Да и для учителя, ведущего урок, такая расстановка полезнее: непосредственные участники, обладающие педагогическим опытом, поймут и почувствуют гораздо больше, чем при наблюдении со стороны.

Поскольку такую форму презентации используют обычно учителя, дающие урок вживую, запланировать в деталях его нельзя. Значит, будут и неожиданные детские вопросы, и паузы, и непредвиденные результаты, и спонтанное развитие дискуссии. Прерывать его комментариями вряд ли разумно. Разве что какой-то момент непременно нужно отметить одной-двумя фразами. А при обсуждении вернуться к этому эпизоду.

Обсуждение после урока можно строить по-разному. Даже от порядка высказываний довольно много зависит. Как показывает практика, тот, кто хочет получить больший образовательный эффект, должен высказываться первым. Например, учителю – автору урока важно мнение коллег-экспертов для корректировки своей работы. Тогда ему лучше изложить свое видение урока первым и сориентировать ход обсуждения в нужном для себя ключе. Если мастер-класс был дан для демонстрации, например, молодым коллегам, то после урока нужно предоставить возможность высказаться им. В некоторых школах принято, как в старину на русском флоте, давать слово, начиная с самого неопытного, а наиболее авторитетные коллеги высказываются последними. Чтобы не было соблазна укрыться за мнением начальства.

 

***

 

Показать свой опыт

Как использовать эту возможность на все сто?

Когда мне предложили дать первый в моей жизни открытый урок (для районного методобъединения), я обрадовалась: наконец-то появится возможность показать коллегам метод преподавания, который использовала и в эффективности которого была уверена! Спланировав урок, решила посоветоваться с более опытным человеком.

Гордясь задуманным, рассказала, что хочу продемонстрировать, как мои дети могут изучать новый материал с очень высокой скоростью: три больших параграфа за десять минут. Такой эффект достигался благодаря предварительной, но, по мнению многих, поверхностной работе с изучаемым материалом: в течение первой четверти мы вместе с ребятами просмотрели весь учебник, не читая его текста, только рассматривая рисунки и схемы, пытаясь догадаться, что может быть в тексте. Я решила, что в самом начале открытого урока предложу ребятам прочитать параграфы и через десять минут попрошу ответить на мои вопросы к ним.

«Тебе никто не поверит, – с абсолютной убежденностью сказал человек, бывший моим учителем в педагогике. – Все решат, что материал был выучен детьми заранее, а ответы отрепетированы. Если хочешь показать, что твои ученики действительно именно на уроке так быстро знакомятся с текстом, сначала продемонстрируй гостям, что ребята этого материала не знают». Пришлось немного изменить ход открытого урока. Я начала его с опроса... по новой теме. Дети понимали, что этот урок важен для меня, что они должны показать «хорошее знание» моего предмета. Они так старались помочь! Но... ни на один вопрос ответить не могли – действительно, этого материала они еще не изучали, только названия параграфов и картинки на этих страницах два месяца назад рассматривали. Ребята растерялись, искренне расстроились.

После этого я объяснила гостям, что провела опрос в начале урока специально для них, и предложила ребятам поискать ответы на мои вопросы в параграфах. Правда, время на чтение пришлось сократить до 8 минут. Ученики спокойно (и даже с облегчением) открыли учебники и скоро с легкостью отвечали на мои вопросы, обсуждали то, что только что узнали. Обсуждение урока прошло интересно, мне задавали много вопросов, у меня была возможность рассказать о своей программе, о методах, которые использую. Мнения коллег об уроке были разными, но ни одного – отстраненного.

 

Для себя сделала два важных вывода:

1. Чтобы открытый урок был проведен не для «галочки», он должен планироваться с учетом возможного непонимания гостями того, что ими будет увидено. Можно специально усилить это непонимание, сделать так, чтобы обсуждение урока началось не с суждений, а с вопросов гостей.

2. Чтобы чужой урок был тебе понятен (если вы сами присутствуете на чьем-то открытом уроке), не стоит делать никаких поспешных выводов о том, что там происходило, или о том, что, по вашему мнению, должно происходить. Все наблюдения, замечания нужно сначала превратить в вопросы к учителю и попытаться понять его. Только после этого, поняв логику педагога, ведущего урок, можно высказать и свое мнение. Если именно так смотреть на чужую работу, становится интересным любой урок. А особенно – урок по предмету, который далек от вашей специализации. Вы химик? Попробуйте пойти на урок английского, математики, литературы. Интересно будет в первую очередь потому, что вы там действительно многое не поймете и вопросы, сформулированные вами, будут более искренними и естественными. Кроме того, учитель, коллега, принявший вас на своем уроке, не будет чувствовать себя скованно: он начнет действительно объяснять свою позицию, а не оправдываться и не отчитываться (что часто случается, если он не вполне уверен в своих силах или недостаточно опытен).

 

По материалам газеты "Первое сентября"



Другие материалы раздела

Психологическое тестирование
Психологические тренинги
планирование образования
Профессии
Дети
Учитель
Родители
Психолог
Для родителей
Для учащихся
Отзывы родителей о тренингах
Консультирование
Коррекционная работа
Семинары
Работа с родителями
Супервизия
Клубная работа

Образовательный
комплекс "Поиск"
от 2х до 10 лет

 
     
© 2009-2021 Межрегиональный Центр планирования образования и карьеры
г.Ставрополь, ул.Мира, 460/3, офис 127, тел.: (8652) 99-18-18