Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель
Школьные годы: оценки и самооценки
Когда мой маленький тезка пошел в первый класс, несколько недель оценок
не ставили. Но вот свершилось: он получил... две первые тройки. Вы не
представляете, как он ими гордился! Ведь это были первые оценки,
полученные им не от родителей и не от друзей. Он не понимал еще, что
тройка — это всего лишь удовлетворительно, радовался оценке как оценке.
Бедный малыш! Как много сил и нервов потратит он потом, для того чтобы
выбраться из этого рабства оценок, не всегда справедливых и часто
субъективных. Но в тот день он верил в них. Это пришло, конечно, не
сразу.
Еще тогда, в 4—5 лет, когда спрашивал бабушку, хорошо ли себя вел, он
готовил себе этот плен. Нет, он не был конформистом, всегда был немножко
себе на уме. Однако в некоторых школах подчас нивелируют и не таких
нонконформистов: начинается гнет оценок, и наши дети, довольные до
беспредельности, бегут, спешат под этот гнет.
Хочу быть правильно понятым: я не против сложившейся системы
образования, я в ней вырос, и мне она нравится. В конце концов, человеку
нравится все, что он смог успешно преодолеть. Однако недавнее
обсуждение очередных проектов реформы школы и образования всколыхнуло
нас и затронуло такие вопросы, которые нельзя решить в рамках одной
реформы, какой бы замечательной она ни была. Скажем больше: очередная
реформа — это прежде всего толчок к дальнейшему поиску, к
совершенствованию системы образования. Она лишь наметит принципиальные
линии развития школы будущего, однако само развитие — это дело уже наше с
вами: родителей, учителей и, конечно, наших детей.
СТРОИТЕЛИ ДУШИ
М.М. Пришвин однажды записал в своем дневнике: «Отвращение к
учительству. Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и
догадываться». В этой фразе — столкновение двух принципиально разных
подходов к личности: обучающего и воспитывающего.
Боюсь, что не каждый учитель правильно понимает задачу формирования
личности. Ведь формировать — в данном случае не значит отливать в
готовую форму.
Обучающий подход к личности основан прежде всего на заучивании
жестких норм и правил поведения.
Воспитывающий — на активном, самостоятельном, творческом
овладении жизнью среди других людей.
Можно научить ребенка тому, «что такое хорошо и что такое плохо». А
можно воспитать в нем желание и умение понимать, почему именно что-то
одно хорошо, а что-то другое плохо.
В первом случае итогом будет человек-робот с заложенным учителем
алгоритмом, программой поведения. Управляемый, благополучный, средний.
Предельно пассивный, абсолютно нетворческий. Однако на редкость
послушный.
Обучающе-формирующий подход начинается с естественного и необходимого
стремления научить ребенка, дать сумму определенных конкретных знаний.
Однако иногда это автоматически переносится на всю личность. А нужны ли
нам такие запрограммированные типы личности? Думается, нет. Нужен
человек не просто как носитель определенной суммы знаний, а как
самостоятельная индивидуальность, не только выполняющая известные нормы и
правила, но и порождающая новые. Нужна особая личность, творчески
развивающая и себя и окружающий мир.
Подчас неизвестно, кто кого больше воспитывает: родители ребенка или
наоборот. В счастливых семьях влияние это взаимно и плодотворно.
Так и в школе: несчастен тот учитель, который лишь обучает ребенка и
формирует его личность по своему образу и подобию. Счастлив тот, который
живет и растет вместе с детьми: воспитывая их, он воспитывается сам.
Подчас обучающе-формирующее отношение к личности ребенка маскируется
ссылками на крылатую фразу о педагогах — «инженерах человеческих душ».
Думается, и к этой фразе надо подходить не столь прямолинейно. Неужели
хоть один учитель по призванию всерьез считает себя инженером чужой
души? Ведь инженерия — это проектирование, создание чертежей,
блок-схем... Можно ли представить душу — личность на кульмане? Так вслед
за инженерами появятся прорабы, техники, наконец, разнорабочие по
«строительству» все той же души. Этакие сверхлюди, конструирующие,
формирующие и складывающие, как детали в конструкторе, по определенной
схеме человеческую душу... А ведь это уже опасно. К тому же в качестве
модели используется собственная личность учителя. А всегда ли она
совершенна?
Такой упрощенческий подход чреват возможностью деформации личности и
противоречит сути нашей новой общественной системы, ориентируемой на
сложнейший, но единственно продуктивный путь — воспитания
индивидуальности. И тогда воспитание новой личности — выражение
значительно более высокое, идущее от понимания человека, от
проникновения в его внутренний мир, в его суверенное «Я».
Из такой постановки вопроса вытекает задача школы — не судить, не
оценивать со стороны тот или иной поступок ученика, а добиваться, чтобы
он сам давал ему верную оценку. Воспитание самооценки — важный
инструмент развития личности. А это все та же задача воспитания «Я»,
только на более сложном, теперь уже школьном уровне.
ПОБЕГ ИЗ ПЛЕНА
Мой маленький тезка, при его довольно-таки развитом «Я» и умении оценить
себя с разных сторон, иногда вступал в противоречие с оценками, которые
ставились учителями. Подчас доходило до курьезов. Где-то в 6-м классе
ему довольно часто приходилось писать сочинения по известным картинам
русских художников.
Не могу сказать, что это очень творческое занятие — в течение года из
месяца в месяц описывать полотна передвижников. В поисках маленьких
хитростей он случайно натолкнулся на сборник статей великого критика В.
В. Стасова, посвященных живописи. Ведущее место в сборнике занимал
анализ творчества передвижников.
Радости мальчишки не было предела — отныне проблема казалась решенной.
Однако каково же было его разочарование, когда за добросовестно
списанный у Стасова разбор картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» он
получил... лишь четверку. И случай этот не был единичным.
Случай перерос в проблему справедливости, адекватности оценки. Не хочу
упрекать учительницу в том, что она не узнала стиль и мысли великого
критика. Упрекну в том, что она не поняла «Я» моего маленького хитреца.
Как там у Пришвина? «Хочу не учить, а душевно беседовать, догадываться».
Не догадалась. Не побеседовала. Итог — неловкая ситуация и, если
хотите, уничтожение авторитета учителя.
А со своей учительницей литературы тезка выяснил отношения... спустя 44
года. Именно тогда ему, уже известному ученому, часто мелькавшему на
телеэкранах, пришло письмо. От той самой учительницы. И в письмо были
вложены — хотите верьте, хотите нет — страницы того самого его
сочинения. С припиской, в которой рассказывалось, какое это
замечательное сочинение и какой вообще тезка был замечательный ученик.
Вот ведь когда восторжествовала справедливость. Вот сколько пришлось
ждать. Что ж, хорошо то, что хорошо кончается.
А тогда, только много месяцев спустя, классе в 8-м, преподавательский
авторитет был восстановлен учителем физики.
Тезку как-то не тянуло к точным наукам. Нетвердая четверка — таков был
его удел в области физико-математических знаний. На фоне отличных оценок
по другим предметам это воспринималось, конечно, без восторга. Однако
идти по пути выучивания парень не хотел, к тому времени ему казалось,
что он в целом видит свой дальнейший жизненный путь в иной сфере. Не
будем судить подростка за самоуверенность — жизнь показала, что он был
прав. Однако конфликт между самоуважением и не очень хорошими оценками
по отдельным дисциплинам назревал. И тут — хвала учителю!
Однажды, видимо уловив еще незаметные признаки этого конфликта, он
сказал: «Я тебе сегодня поставлю плохую отметку. Да-да, именно отметку, а
не оценку. Оценка — штука сложная. Ставя оценку, я бы — вольно или
невольно — оценивал твою личность. Если хочешь, посягнул бы на нее.
Этого я делать не могу и не хочу. Поэтому я ставлю отметку, просто
определенную (сегодня не очень хорошую) отметку, говорящую о твоих
успехах по физике». Гений педагогики! Как сумел он почувствовать
личность паренька? Как сумел не тронуть ее, а снабдить дополнительным
стимулом для дальнейшего саморазвития!
Он не только восстановил авторитет учителя, он спас мальчишку из этого
плена оценок, в который тот попал с самых первых месяцев самого первого
класса. И дело пошло на лад — совсем скоро он стал получать уверенно
хорошие отметки по не очень-то любимым ранее дисциплинам. Он не стал
круглым отличником, но обрел ни с чем не сравнимое желание к
самостоятельному развитию личности.
УЧИТЕЛЕЙ НЕ ВЫБИРАЮТ
Путь этот — путь самовоспитания. Ведь слова означали очень простую вещь:
«Я не буду тебя насильно учить и принудительно оценивать. Я лишь дам
тебе отметки — объективные метки твоего роста. Дальше ты будешь сам себя
оценивать, опираясь на мои отметки. Ты сам будешь себя учить. Моя
задача — дать задание и отметить, как ты его выполнил. Все остальное ты
сделаешь сам».
Важная роль педагогической оценки деятельности детей заключается прежде
всего в фиксации их внимания на отдельных сторонах поведения, в
воспитании критериев выполнения правил человеческих взаимоотношений, в
привлечении к совместной, коллективной выработке общей оценки. Задача
учителя — организация и стимуляция самостоятельной деятельности ребенка.
Это должно вести к осознанию им успехов и неуспехов в учебной
деятельности.
Цель — побудить ученика к дальнейшей работе над собой. Механизм
достижения этой цели — влияние на то, как он переживает свои успехи и
неудачи. Слишком сильное переживание «двойки» может оттолкнуть ребенка
от дальнейшей работы, вместо того чтобы побудить к ней. Механизм не
должен противоречить цели. Оценка — не самоцель.
Ни взрослый, ни тем более ребенок не может быть счастливым, если в нем
не признают активную, творческую личность, самостоятельного деятеля. «Я —
сам!» — это лозунг растущего человека. Мы можем углубить, расширить его
до лозунга «Мы сами», но не имеем права подменять его другим лозунгом —
«Мы за тебя».
Развивая эту мысль, известный педагог А. Никитин писал в свое время: «А
как часто это случается на практике, в школе! Набиваем школьника
готовыми фактами, как гуся в старину откармливали к празднику, подвесив в
мешке и проталкивая в зоб грецкие орехи. И ни на что времени не
хватает: ни на самостоятельность, ни на полезный труд, ни на движение,
ни на краски, ни на музыку». А если и хватает — то по тому же принципу
«проталкивания в зоб», подкрепленному наказующей оценкой. К сожалению,
подчас не хватает времени на главное — на воспитание личности, ее
активной самостоятельности. Не хватает времени на поддержание и развитие
детского «Я сам!».
Учитель стремится стать «зеркалом» для ребенка. И становится, используя
для этого оценки. Не лучше ли дать ребенку самому в руки «зеркало», в
которое он может сам смотреться? А то ведь не всякое учительское
«зеркало» является идеально ровным. Бывают, к сожалению, и кривые
зеркала. И деться-то ребенку от них некуда — учителей, как и родителей, у
нас все еще не выбирают. Не случайно тот же А. Никитин назвал свою
статью «Охота пуще неволи». Мало того что оценка принуждает ребенка, так
учитель хочет, чтобы ребенок «добровольно и с песней» принуждался к
таким оценкам. А чем это подчас кончается?
Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ,доктор политических наук,
кандидат психологических наук,
директор Центра стратегического анализа и прогноза
Другие материалы раздела
|
|