Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Учитель
Чтобы учителю было интересно работать
Представляем опыт двух школ, где педагоги
воспринимают самообразование как естественную и неотъемлемую часть
профессиональной жизни
Лидер
Когда заходит речь о мотивации учителей в сфере самообразования, первое,
что приходит в голову, – это материальное стимулирование. Однако
ограничиваться этим нельзя.
Любое начинание, будь то интегрированное обучение, исследовательская
работа или освоение новых технологий, в школе не продвинется, если не
будет энергичного, увлеченного человека. При этом он должен обладать
хорошими организаторскими способностями.
Прежде всего необходимо понятно и доказательно объяснить, как та или
иная инновация поможет в работе, сделает обучение более комфортным и
эффективным. Ведь любой учитель хочет работать лучше.
Вы хотите доказать учителям преимущества информационных технологий?
Продемонстрируйте им компьютерную презентацию урока и сообщите, что они
смогут воспользоваться ею в каждом классе, изучающем эту тему.
Конечно, любая инновация требует большей затраты сил и времени по
сравнению с привычной работой.
Нужно помнить о том, что осваивать новые методы и технологии нелегко,
особенно немолодым учителям. Они, ко всему прочему, боятся показаться
некомпетентными, несообразительными. Поэтому лидер, пропагандирующий
новую идею, должен продемонстрировать на собственном примере: да, я тоже
этого не умею, но учусь, и у меня далеко не сразу все получается. Это
можно демонстрировать на тех же медиатехнологиях или на примере участия
в конкурсах. Учителя нашей школы до последнего времени не решались
посылать свои работы на конкурсы, а я им доказала, что ничего страшного и
недостижимого в этом нет. Теперь в школе настоящий конкурсный бум.
У нас так принятоЕсли завуч и директор хотят, чтобы учителя их школы постоянно
продвигались в своем развитии, необходимо работать над атмосферой в
школе. Самообразование должно стать внутренней установкой, а работа по
повышению своего мастерства – престижной. В уставе нашей школы
записано, что у каждого учителя должен быть план по самообразованию, над
одной темой можно работать от года до трех лет. Но быть обязанным и
хотеть – это разные вещи. Мы создаем условия для того, чтобы
саморазвитие приносило учителю удовлетворение. Вместе с тем в любой
школе есть люди, тяжелые на подъем, с трудом воспринимающие все новое.
Но даже их можно частично включить в общую деятельность. Хотя бы на
уровне методобъединения. Руководители МО планируют работу так, чтобы в
нее вносили вклад все, даже самые инертные.
Профессия у нас не карьерная, но учителя при этом довольно честолюбивые
люди: мало кто останется равнодушным, видя как все его коллеги что-то
придумывают, осваивают, учатся. Он непременно включится в процесс, чтобы
не быть аутсайдером.
Для любого человека важно публичное признание его заслуг и успехов.
Педагоги могут продемонстрировать результаты своей работы в виде
нетрадиционного открытого урока, публикации, участия в методической
неделе. Это может быть и выступление на научно-исследовательской
конференции учителей. В прошлом году мы в первый раз опробовали эту
форму работы. В конце каждого выступления было обсуждение, а после
конференции кафедры заявили, что многое из докладов собираются
использовать у себя.
Организация
Помимо соответствующих традиций и настроя в школе должны быть продуманы
организация работы и система взаимоотношений, которые делают
самообразование и творческий рост необременительными.
В нашей школе учителя объединяются в профессиональные сообщества не
только по традиционному признаку преподаваемого предмета – методические
объединения. Помимо МО существуют педагогические лаборатории, куда
учитель приходит по желанию и работает над тем проектом или
исследованием, которое его интересует, причем столько, сколько считает
нужным.
Молодые учителя не чувствуют себя брошенными на произвол судьбы. Их
обязательно курируют опытные педагоги, знакомят с особенностями школы,
ходят к ним на уроки, приглашают к себе.
Возвращаясь к идее материального стимулирования, могу сказать, что у нас
практикуется система премий. Один-два раза в год учителя получают
некоторую сумму, размер которой напрямую зависит от их активности в
сфере повышения мастерства. Открытые уроки для учителей города,
исследовательская работа, участие в конференции – все, что требует
дополнительной работы, школа старается хоть в какой-то степени оплатить.
Деньги совсем небольшие, но люди твердо знают заранее, какую премию и
за что получит каждый.
Но самое главное, конечно, чтобы люди почувствовали: их никто не
принуждает, а только поддерживают. Занимайся тем, что именно тебе
интересно.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Неотъемлемая часть работы каждого учителя – оценивание. Мы выставляем
отметки, пишем характеристики, учим ребят видеть свои успехи и промахи.
А часто ли мы проделываем подобную работу, глядя на себя как на
профессионала?
Попробуйте оценить степень своего профессионализма. Обсудите свои
варианты ответов с коллегами.
Может быть, в ходе этого обсуждения возникнет идея нового
педагогического семинара, конференции?
Упражнение 1
Выберите один из вариантов ответа на вопросы или предложите свой.
1. Что вы испытываете, готовясь к встрече с классом, к новому уроку:
– тревогу, сомнение в своих способностях организовать детей, провести
интересный урок;
– уверенность в том, что все пройдет так, как вы запланировали, твердое
представление о том, что и когда вы будете делать;
– предвкушение интересного разговора, любопытство: куда повернется урок;
– азарт, ожидание всеобщего восхищения, когда ученики поймут, какие
горизонты вы для них открыли.
2. Уроки окончены, ученики задержались в кабинете, чтобы поболтать. Что
вы предпочтете сделать:
– уйти поскорее, потому что вне деловой ситуации вам неловко оставаться с
детьми, вы не знаете, как себя вести;
– раз уж ребята здесь, можно обсудить пару важных вопросов, решить, кто
будет отвечать за выпуск следующего номера газеты, например;
– внимательно и с интересом выслушаете все, что скажут вам ребята,
возможно, и сами расскажете что-нибудь о себе, ведь порой такие
разговоры бывают важнее уроков;
– постараетесь в разговоре незаметно подвести ребят к теме, которую вам
давно хотелось обсудить неформально, попробуете в доверительной
обстановке помочь им сделать правильные, с вашей точки зрения, выводы.
Упражнение 2
Это упражнение подходит как для педсовета, так и для разговора на
методобъединении, на семинаре, просто в учительской.
Опишите кратко свои планы на ближайшую четверть:
- с точки зрения повышения профессиональной подготовки,
- с точки зрения личностного роста.
Обсудите в паре с кем-нибудь из коллег в течение пяти минут свои ответы.
Затем поменяйтесь ролями в паре, выслушайте ответы собеседника.
Даже простой обмен информацией даст вам пищу для размышлений. Но можно
это упражнение завершить и разговором в общем кругу, посвященном планам
на будущее.
Другие материалы раздела
|