Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Родители
Договариваемся или торгуемся?
Болсуновская Надежда
В воспитании порой уловить эту грань довольно сложно
Постоянно объясняя родителям, что с детьми надо договариваться, мы в
конце концов сумели ввести это хорошее слово в их лексикон. Теперь у нас
все договариваются:
«Тройку принес – гулять не пойдешь, мы договаривались; уроки не успел
выучить – к телевизору не подходи, мы с тобой это уже обсудили; вот
тебе за пятерку десять рублей, как договаривались».
Эти и подобные родительские суждения часто приходится слышать от детей.
Одни воспроизводят их без какого бы то ни было умысла, просто описывают
свою ситуацию, другие пытаются с их помощью повлиять на учителя,
«договориться»: я помою парты, а вы мне пятерку в дневник, а?
Увы, в воспитании грань между торгом и договором, договором и шантажом,
договором и подкупом, договором и запретом не ощущается. Нетрудно
догадаться почему: нет настоящего равенства сторон. Все жизненные
ресурсы, блага ребенка сосредоточены в руках взрослого: он и условия
диктует, и дает своим действиям какие угодно названия.
Это не договор, а порядок, установленный взрослыми. «Договорились, –
говорит отец сыну, – ты заканчиваешь четверть без троек, и я беру тебя в
горы». Он ожидает «нет» или «да, но»? Признания ребенка в трудностях
изучения чего-то или рассказа о сложных отношениях с кем-то? Ничего
подобного, он только ставит цель, ради достижения которой ребенок, по
его мнению, будет лучше учиться, и транслирует свое представление о том,
что сама по себе учеба цели и смысла не имеет.
Применять «поощрения по договоренности» надо очень осторожно, ясно
понимая, зачем мы это делаем.
Когда многие важные навыки находятся в стадии развития, поощрение крайне
важно для их продвижения и – как следствие – для хорошего самочувствия
ребенка. Например, вы не можете засадить ребенка за уроки и выставляете
ему условие: когда сделаешь домашнюю работу, посмотришь любимый фильм.
Стимул срабатывает: ребенок сосредоточивается и увлекается. Торг? Да, но
и реальная помощь в организации времени, привитие полезной привычки
чередовать труд и отдых.
Если же мы начинаем «договариваться» с третьеклассником, например, о
благах, которые его ожидают, если он четверть хорошо закончит, никакой
реальной помощи мы ему не предлагаем. А фраза «а я тебя предупреждала»,
может, и способствует укреплению вашей власти, но не продвижению и
хорошему самочувствию ребенка.
Конечно, дети разные. Иной скажет, что никакой фильм ему не нужен,
никакие горы и велосипеды, чтобы учиться.
И семьи разные. В одних соблюдение договоренностей – закон для всех
членов семьи, и это дает воспитательный эффект, а в других «мы
договаривались» – ничего не значащее присловье.
Так что установка взрослого на договорные отношения с ребенком – вещь,
конечно, неплохая, но без готовности к глубокой внутренней работе
совершенно бесполезная.
Газета "Первое сентября"
Другие материалы раздела
|
|