Главная     О центре     О системе     Услуги     Демо-версия     Контакты  
 
Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Родители

Договариваемся или торгуемся?

 

Болсуновская Надежда

 

В воспитании порой уловить эту грань довольно сложно

Постоянно объясняя родителям, что с детьми надо договариваться, мы в конце концов сумели ввести это хорошее слово в их лексикон. Теперь у нас все договариваются:

«Тройку принес – гулять не пойдешь, мы договаривались; уроки не успел выучить – к телевизору не подходи, мы с тобой это уже обсудили; вот тебе за пятерку десять рублей, как договаривались».

Эти и подобные родительские суждения часто приходится слышать от детей. Одни воспроизводят их без какого бы то ни было умысла, просто описывают свою ситуацию, другие пытаются с их помощью повлиять на учителя, «договориться»: я помою парты, а вы мне пятерку в дневник, а? Увы, в воспитании грань между торгом и договором, договором и шантажом, договором и подкупом, договором и запретом не ощущается. Нетрудно догадаться почему: нет настоящего равенства сторон. Все жизненные ресурсы, блага ребенка сосредоточены в руках взрослого: он и условия диктует, и дает своим действиям какие угодно названия.

Это не договор, а порядок, установленный взрослыми. «Договорились, – говорит отец сыну, – ты заканчиваешь четверть без троек, и я беру тебя в горы». Он ожидает «нет» или «да, но»? Признания ребенка в трудностях изучения чего-то или рассказа о сложных отношениях с кем-то? Ничего подобного, он только ставит цель, ради достижения которой ребенок, по его мнению, будет лучше учиться, и транслирует свое представление о том, что сама по себе учеба цели и смысла не имеет.

Применять «поощрения по договоренности» надо очень осторожно, ясно понимая, зачем мы это делаем.

Когда многие важные навыки находятся в стадии развития, поощрение крайне важно для их продвижения и – как следствие – для хорошего самочувствия ребенка. Например, вы не можете засадить ребенка за уроки и выставляете ему условие: когда сделаешь домашнюю работу, посмотришь любимый фильм. Стимул срабатывает: ребенок сосредоточивается и увлекается. Торг? Да, но и реальная помощь в организации времени, привитие полезной привычки чередовать труд и отдых.

Если же мы начинаем «договариваться» с третьеклассником, например, о благах, которые его ожидают, если он четверть хорошо закончит, никакой реальной помощи мы ему не предлагаем. А фраза «а я тебя предупреждала», может, и способствует укреплению вашей власти, но не продвижению и хорошему самочувствию ребенка.

Конечно, дети разные. Иной скажет, что никакой фильм ему не нужен, никакие горы и велосипеды, чтобы учиться.

И семьи разные. В одних соблюдение договоренностей – закон для всех членов семьи, и это дает воспитательный эффект, а в других «мы договаривались» – ничего не значащее присловье. Так что установка взрослого на договорные отношения с ребенком – вещь, конечно, неплохая, но без готовности к глубокой внутренней работе совершенно бесполезная.

 

Газета "Первое сентября"



Другие материалы раздела

Психологическое тестирование
Психологические тренинги
планирование образования
Профессии
Дети
Учитель
Родители
Психолог
Для родителей
Для учащихся
Отзывы родителей о тренингах
Консультирование
Коррекционная работа
Семинары
Работа с родителями
Супервизия
Клубная работа

Образовательный
комплекс "Поиск"
от 2х до 10 лет

 
     
© 2009-2021 Межрегиональный Центр планирования образования и карьеры
г.Ставрополь, ул.Мира, 460/3, офис 127, тел.: (8652) 99-18-18