Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Дети > Подготовка к ЕГЭ
Памятки К ЕГЭ
ПАМЯТКА ОРГАНИЗАТОРАМ
ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ
Успех любой деятельности в значительной степени зависит от условий и
организации этой деятельности. Введение экзаменационных процедур,
основанных на технологии тестирования, требует учета особых
организационных моментов. Проводя анкетирование выпускников
образовательных учреждений города, уже сдававших экзамены в форме ЕГЭ,
психологи выявили факторы, мешающие им во время проведения ЕГЭ и
влияющие на их эмоциональное состояние.
Среди внешних факторов, мешающих работе учащихся, выявлены:
— шум в аудитории;
— негромкий голос организаторов проведения ЕГЭ в аудитории;
— яркая одежда организаторов проведения ЕГЭ в аудитории;
— стук каблуков.
Рекомендации психологов
1. Объясняйте правила заполнения бланков последовательно, четко и не
спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции.
2. Наибольший вред учащимся причиняет монотонность вашей речи.
Акцентируйте важные слова как способ привлечения и удержания внимания
выпускников. Используйте с этой целью такие приемы, как изменение темпа
речи и интонирование. Это придаст выразительность вашим словам. Если вы
хотите подчеркнуть что-то, уменьшите темп и используйте приемы
выразительной речи.
3. Старайтесь дать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед
началом экзамена предупредите выпускников, на вопросы какого характера
они могут получить от вас ответ и на какие вопросы вы не имеете права
отвечать.
4. Учащемуся, задавшему вопрос, отвечайте индивидуально. Это поможет
избежать шума в аудитории, так мешающего учащимся сосредоточиться на
выполнении задания.
5. Подбирая себе одежду, помните, что цветовое пятно может поднять
настроение и, наоборот, сочетание некоторых цветов может вызвать
раздражение окружающих. Постарайтесь избежать чересчур ярких, кричащих
цветосочетаний, слишком вызывающих деталей костюма. Выберите туфли на
«мягком» каблуке.
Своим поведением во время проведения экзамена показывайте пример
выпускникам: сдерживайте свои эмоции. Ситуация экзамена уже сама по себе
вызывает эмоциональное напряжение у экзаменующихся. Ваши реакции могут
усилить состояние напряженности и беспокойства.
При опросе учащиеся отмечали, что во время сдачи экзамена они находятся в
состоянии беспокойства, переживают отсутствие безопасности, нуждаются в
подбадривании. Именно поэтому ваш стиль общения во время экзамена
должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся.
Проанализируйте свой стиль общения, постарайтесь не стать дополнительной
причиной волнения выпускников.
Помните о правилах эффективного общения. Не используйте в общении с
учащимися:
•Угрозы («Если ты не прекратишь ...»). Это может вызвать
сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Выйдя
из-под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если
выпускник вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции, сообщите
ему об этом. Не стоит подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном
волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и
облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах
учащемуся, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем
переживании, а не о нем, о его поведении.
•Критику («Сколько раз уже говорили...», «Слушать надо
было...»). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому
обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет
окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять
задания. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на
которые придется дать ответ несколько раз: многие выпускники просто не
слышат ответов, которые вы даете другим учащимся, или в силу разных
причин пропустили то, что вы говорили для всех.
• Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя
как подобает»). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового.
Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если
вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы
говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит
сказать: «В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя».
• Высмеивание («Не будь лапшой...», «Что за тупица...»).
Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Такими
высказываниями вы продемонстрируете лишь уход от разговора. Старайтесь
контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в
разговоре с учащимися.
• Уговоры («Успокойся, это неважно»). Подобные
высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о
том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства,
которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося:
«Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен...)» и
предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия
эмоционального напряжения.
Не забывайте, что главное препятствие на пути эффективного общения — это
автоматические ответы. Поэтому старайтесь уточнить трудности, возникшие
у учащегося, при помощи наводящих вопросов.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
как подготовиться к сдаче экзамена
Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) —
это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и
сложный,
где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая
готовность
так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.
Подготовка к экзамену
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола
лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу,
карандаши.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета,
поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает
достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
• Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты —
«жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй
утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки,
необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не
вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут
пройдены.
• Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь
хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того
материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно,
постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем
10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы,
сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь
учебник. Полезно структурировать материал за счет
составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и
потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по
этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых
заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время
выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на
задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а,
напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь
повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных
вопросах.
Накануне экзамена
• Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не
хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже
устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань
готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы
встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя.
Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя,
показать свои возможности и способности.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за
полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а
не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или
капиллярных ручек с черными чернилами.
• Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может
быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
По материалам www.ege.ru.
Другие материалы раздела
|