Услуги > Психологические тренинги > планирование образования > Дети > Подготовка к ЕГЭ
Приемы совладания с экзаменационной тревожностью
1. Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что
мощным источником стресса для школьников, сдающих ЕГЭ, является
незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены
экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного
фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте
проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и
недостатки этого места.
Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на
экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов
экзаменационных комиссий на встречу с учащимися. Цель этой встречи —
демонстрация приглашенными педагогами доброжелательного отношения к
детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.
2. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую
тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а
мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих
мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и
конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное
определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным:
не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование»
или «очередной экзамен».
3. Разговор с самим собой. Часто школьников пугает
неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать
его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу
непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им
поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о
возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои
действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом
событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет
сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их
облегчить?
4.Систематическая десенситизация. Этот метод разработан
Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая
ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию,
несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы
использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену,
школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта
лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые
приводят к тревожному событию. Например:
— Встать утром и выслушать мамины указания.
— Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.
— Поездка на место проведения экзамена.
— Рассаживание по местам.
— Получение тестовых бланков.
— Заполнение бланков — титульных листов.
— Решение заданий...
После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить
себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно
последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной
цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления
до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более
детализировать шаги.
Другие материалы раздела
|